25.06.2004  Москва: город застроят магазинами "шаговой доступности"

   Городская программа развития магазинов "шаговой доступности", по замыслу московских чиновников, сделает торговлю в городе более цивилизованной, так как поможет избавиться от неэстетичных палаток и ларьков. По прогнозам Департамента потребительского рынка и услуг Москвы, в столице может быть открыто до 2500 "магазинов у дома". Стимулом для предпринимателей, открывающих подобные сети, могут стать льготы по аренде и коммунальным платежам, а также выделение участков под магазины.
   Хотя программа еще не утверждена, о желании участвовать в ней заявляют все новые компании. О намерении принять участие в программе заявила "Служба 77", одна из крупнейших российских компаний дистанционной торговли. Недавно "Служба 77" обнародовала план создания одноименной сети из 120 стационарных магазинов площадью 150-200 кв м, совмещенных с пунктами приема заказов.
   Компании "Новый импульс", управляющей зеленоградской сетью "Утконос", московские власти уже пообещали содействие в открытии до 400 торговых точек площадью около 350 кв м. Об интересе к программе заявила и компания "Вегат Плюс", развивающая с 1998 г. в столице сеть "соседских" универсамов "АБК" (сейчас в сети около 30 магазинов). В начале июня открыла в Южном округе столицы первый магазин компания "Съестная лавка". Планируется, что до конца 2004 г. сеть будет состоять почти из 30 "магазинов у дома" в разных административных округах.
   Еще одна сеть, начинающая развиваться именно из Южного округа, — дискаунтеры "ШагМаг". Создающая сеть компания "Народная торговая сеть" получила в округе 11 участков, позволяющих открыть магазины площадью от 500 до 4000 кв м. Первый "ШагМаг" через месяц откроется в Коломенском проезде, рассказал гендиректор "Народной торговой сети" Мецо Игитян, затем начнется строительство еще пяти магазинов. А холдинг "Гарант-Инвест", развивающий на юге столицы сеть "Мой магазин", собирается к 2006 г. увеличить свою сеть до 30 магазинов площадью 400-600 кв м.
   То, что наибольшее количество ритейлоров развивают формат “магазина у дома” в Южном округе столицы, объясняется тем, что здесь местная программа развития таких магазинов была принята еще в 2002 г. До 2005 г. эта программа предусматривает строительство более 80 000 кв м торговых площадей и ввод в эксплуатацию 160 "объектов потребительского рынка и услуг".
   Масштабы анонсируемых торговцами планов создания сетей мелких магазинов уже озадачивают аналитиков. Генеральный директор компании "Магазин магазинов" Анна Ширяева сомневается, что "какой-то новичок способен освоить около десяти участков одновременно как девелопер и торговец".
   Ведущий специалист отдела коммерческой недвижимости Penny Lane Realty Максим Жуликов вообще сомневается в целесообразности специальной городской программы, посвященной отдельному типу магазинов. "Рынком эта проблема (нехватка магазинов в жилых кварталах) и так регулируется. Если оператор супермаркета понимает, что ему выгодно здесь работать, он и так будет работать", — говорит аналитик. Он обращает внимание на то, что среди компаний, объявляющих об участии в программе, почти нет известных ритейлоров.