25.06.2004  Санкт-Петербург: деньги на бочку

   Ради того, чтобы продвинуть свою продукцию в кафе и рестораны, пивовары готовы идти на значительные расходы. В обмен на гарантированные объемы продаж они обеспечивают общепит оборудованием для розлива, посудой и даже мебелью. Разливное пиво часто рассматривается производителями как имиджевый продукт, поясняют эксперты.
   “В Петербурге последние четыре-пять лет наблюдался экстремальный рост продаж разливного пива. В среднем в России доля розлива составляет не более 3-5% от рынка”, — считает аналитик ОФГ Алексей Кривошапко. Доля розливного пива последние два года держится, по данным “Бизнес Аналитики”, на уровне 10%.
   Однако участники рынка отмечают более бурный рост, в том числе и за счет регионов. Директор по связям с общественностью комбината им. Степана Разина Владимир Гронский говорит, что его компания выпускает 1 млн дал разливного пива, что составляет 6,8% от общего объема продукции. “Для нас розлив — это в первую очередь промоушн и реклама”, — поясняет он.
   “Пивовары используют продажи разливного пива не только как канал сбыта своей продукции, но и как маркетинговый ход для увеличения присутствия марок в местах скопления целевой аудитории”, — говорит аналитик Альфа-банка Александр Свинов. Алексей Кривошапко из ОФГ утверждает, что производство разливного пива выгоднее бутылочного и баночного. По его оценке, рентабельность выпуска и продажи кегового пива достигает 50%, тогда как у бутылочного и баночного она не превышает 25%.
   Для продвижения своего пива производители бесплатно снабжают кафе и рестораны оборудованием, мебелью, посудой. По словам сотрудника одной из петербургских компаний, которая продает торговое оборудование, стоимость одного комплекта для розлива пива (кран и редуктор) составляет около $1000. Многие рестораны и кафе получают от производителей мебель — в зависимости от уровня заведения она может стоить от $1500 до $10 000.
   Оборудование передается кафе бесплатно или в аренду за плату, которую представители пивоваренных компаний называют “символической”. По словам директора ресторана “Мясорубка” Натальи Гольдберг, иногда пивовары берут около $100 в год за пользование оборудованием, но в большинстве случаев рестораторы пользуются кранами бесплатно. Пивовары также снабжают общепит стаканами, пепельницами и другой “расходной” продукцией со своей символикой. Опять же безвозмездно. Кроме того, менеджмент ресторанов и кафе может договориться с пивоварами о размещении рекламных материалов у себя в заведении. Обычно это постеры, лайтбоксы с символикой пивных брэндов, а также фирменные футболки или передники для персонала. По оценке Никитина из “Балтики”, затраты на оборудование одной точки окупаются за 2-2,5 года.
   Но от ресторанов и кафе пивовары требуют определенного уровня продаж. Как правило, они договариваются о реализации в одной точке 400-500 л своего пива в месяц.
   Вице-президент Ассоциации рестораторов Санкт-Петербурга Рашид Магдеев рассказывает, что менеджмент ресторанов и кафе вместе с представителями пивоваренной компании просчитывает будущий объем продаж пива и только после этого заключает договор. “Были только единичные случаи, когда расчеты оказывались неверными. Тогда производитель изымает оборудование с точки и передает его на другую”, — говорит Магдеев.
   По словам Антончик из “Вены”, компания сознательно идет на затраты по приобретению оборудования для розлива, поскольку продажи разливного пива могут повлиять на выбор покупателя, когда он приходит в магазин. С ней согласен и Гронский. “Мы рассчитываем на то, что люди попробуют наше пиво в общепите, а потом будут покупать его в рознице”, — говорит он.
   В ресторанах и кафе довольны тем, как складываются отношения с пивоварами. Рестораторы экономят на затратах, например на посуде для пива, говорит Наталья Гольдберг из “Мясорубки”. Sun Interbrew предоставило клубу “Циник” мебель с символикой марки “Сибирская корона”. “Мы получили мебель и оборудование, а они — рекламу в достаточно посещаемом месте, куда люди приходят за тем, чтобы выпить пива”, — сказал владелец клуба Владимир Постниченко.
   Впрочем, не все рестораторы с готовностью размещают рекламу пивных брэндов. Генеральный директор ресторана Subway Людмила Пузанова говорит, что производители никакой рекламы за поставку оборудования не получают, а о том, какое пиво продают в Subway, посетители узнают только из меню. “Это политика нашего франчайзера — мы не должны никого рекламировать и продвигать”, — говорит Пузанова.
   Иногда пивовары пренебрегают даже объемами продаж в пользу рекламы. “При выборе точки продаж акцент делается как на имидж, так и на объем”, — утверждает Антончик из “Вены”. Никитин из “Балтики” говорит, что есть места, где продажи незначительны, но в компании считают, что обязаны там находиться с точки зрения имиджа. “Это места, которые у всех на слуху, с большим количеством рекламы и PR-мероприятий, например ресторан-клуб “Онегинъ”, — рассказывает Никитин.