23.06.2004 Российским судовладельцам не видать "офшорного" климата Минтрансу не удалось сломить сопротивление Минфина, выступившего против принятия проекта закона о международном реестре судов, призванного вернуть под отечественный флаг российские суда, ушедшие в офшоры. С помощью этого закона Минтранс рассчитывал заставить судовладельцев платить налоги в собственный бюджет, а не в либерийский или греческий. В Минфине же полагают, что снижение налогообложения судовладельцев до уровня офшоров нанесет ущерб бюджету. Второй международный реестр - общепринятая мировая практика. Фактически все страны Европы имеют сегодня свой международный реестр, благодаря чему европейцы вернули из офшоров и флот, и деньги. Например, доля национального флота, зарегистрированного в собственных международных реестрах, составляет в Дании 97%, Норвегии - 91%, Португалии - 80%, в Великобритании - 69%. Подобные реестры приняли даже Грузия и Монголия. Корабль же с российским флагом редко увидишь в отечественных портах. Под зарубежными знаменами сегодня плавает около 60% судов, контролируемых российскими компаниями: в сегодняшних условиях суда под российским флагом невыгодно ни строить, ни покупать, ни эксплуатировать. Даже у такой известной компании, как "Совкомфлот", 100% тоннажа находится в офшоре. Возвращаться на Родину они не торопятся: единственное исключение составил лишь танкер "Вентспилс", перешедший в прошлом году из-под "удобного" кипрского флага под российский. История с возвращением "Вентспилса" из Кипра в Россию - явление исключительное. Этот танкер, раньше принадлежавший Латвийскому морскому пароходству, был передан в бербоут-чартер (таможенный режим временного ввоза) российской компании "РИМСКО", которая стала полноправным собственником танкера. Владельцы "Вентспилса" объяснили переход из льготного режима в общенациональный принципиальной честностью: раз фирма российская, то и суда должны ходить под российским флагом. Другие судовладельцы также были бы не прочь вернуться под родной флаг, но это связано с финансовыми затратами. Офшорный флаг хорош тем, что позволяет судовладельцу использовать уже имеющийся флот в качестве залога для получения кредита под строительство новых судов. Но главное - под ним значительно мягче налогообложение: обычно 8-10% от прибыли, тогда как в России эта цифра составляет 40-45%. Но Минфин выступает против. "Принятие закона о международном реестре приведет к значительным потерям поступлений в доходную часть бюджета и возникновению законодательного механизма для массового уклонения от уплаты таможенных платежей, что создаст прецедент неправомерного предоставления запрещенных Налоговым кодексом льгот индивидуального характера, который послужит основанием для постановки аналогичных вопросов другими грузоперевозчиками", - говорится в заключении Минфина. Судовладельцы же считают, что второй реестр принесет бюджету плюсы. "Снижая налогообложение, мы стимулируем отечественный морской бизнес и получаем гораздо большие налоговые поступления: только фрахт за перевозку российских экспортных грузов составляет $6 млрд. в год, - говорит президент Союза российских судовладельцев Михаил Романовский. - Но из-за преграды в виде высоких налогов и пошлин этот денежный поток пока проходит мимо наших берегов. Убирая налоговую плотину, мы просто разворачиваем этот денежный поток в сторону России. Потери понесут только офшоры, которые сегодня фактически торгуют освобождением от налогов". Необходимость создания международного реестра в Минтрансе объясняют сложным экономическим положением, в котором оказался российский торговый флот. Около двухсот судов, построенных после развала Союза, более 80% имеют иностранный флаг. Правда, российских морских судов не так уж и мало. Эксперты объясняют это тем, что в один из периодов в морской реестр были переведены 444 речных судна. Из-за этого картина складывается вроде бы благополучная. Но реальное количество морских судов, плавающих сегодня под российским флагом, - 210. За последнее десятилетие Россия потеряла более 600 судов. Флот старел и списывался, а пополнения не было. Суда строились в основном на деньги зарубежных банков, которые обязательным условием кредитования требовали регистрацию судна за границей. Главная причина - отсутствие в России залогового права. Если проект лопается, а при этом судно зарегистрировано в России, иностранному инвестору трудно вернуть свои деньги. Сколько недополучил российский бюджет из-за того, что российские суда плавают под зарубежными флагами, сказать сложно. Такими цифрами обладают только судоходные компании, управляющие такими судами. Кроме экономических убытков уход в офшоры сказывается на национальной безопасности страны, флот которой перевозит лишь 4-6% ее экспортно-импортных грузов. Российский международный реестр практически ничем не отличается от зарубежных. В Минтрансе взяли европейские аналоги - германский и датский международные реестры - и адаптировали их к действующему российскому законодательству. Основной отличительной чертой деятельности судов, входящих в международные реестры, является тот факт, что им разрешено осуществлять перевозки вне правового поля страны. То есть суда должны работать только на международном фрахтовом рынке. |