23.06.2004  Инвесторов гонят в Россию

   Международная консалтинговая компания A.T.Kearney второй год подряд называет Россию наиболее привлекательным рынком для инвестиций в ритейл. Вчера ее представители сообщили на пресс-конференции, что присвоили России первое место в рейтинге стран, привлекательных для инвестиций в розничную торговлю. В связи с этим A.T.Kearney рекомендует зарубежным игрокам рынка незамедлительно выходить на российский рынок, который сейчас динамично развивается. В случае промедления, считают эксперты, иностранным ритейлерам придется столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны местных сетей, которые будут присутствовать во всех перспективных с точки зрения ритейлового бизнеса нишах (товары для дома, торговля продуктами, торговля бытовой техникой и т.д.).
   Между тем ряд российских специалистов полагают, что отечественные сетевики смогут достойно встретить иностранцев только в том случае, если активно поработают над улучшением уровня обслуживания, который сегодня находится не на должном уровне. В противном случае наши ритейлеры рискуют потерять значительную часть аудитории в пользу иностранных конкурентов.
   По данным Госкомстата РФ, в нашей стране оборот розничной торговли по итогам 2003 г. составил 4,5 трлн рублей. При этом доля торговых розничных сетей в этом обороте составляет только 30%. Согласно аналитическому отчету РБК «Розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров в России», среди форматов торговых сетей, представленных в Москве, около 53% приходится на супермаркеты, 27% – на дискаунтеры, 10% – на гипермаркеты, 8% – на cash&сarry, 2% – на convenient store (небольшие, часто круглосуточные магазины у дома). Крупнейшими игроками организованного российского розничного рынка являются такие продуктовые торговые сети, как питерская «Пятерочка», немецкая Metro, турецкий «Рамстор», московские «Перекресток», «Седьмой континент» и «Копейка», французский Auchan, немецкий Marktkaut, а также магазины формата «товары для дома и сада» – шведская IKEA, немецкая OBI.
   Как считают российские участники рынка, после оптимистичных прогнозов A.T.Kearney не стоит ожидать быстрой реакции со стороны зарубежных игроков рынка. Одной из причин такой неактивности они называют стереотип относительно политической нестабильности в нашей стране. «В Россию в основном приходят компании второго и третьего эшелонов. В частности, это немецкие, французские, шведские сетевики. То есть участники рынка из тех стран, с которымиу нас издавно сложились нормальные взаимоотношения, и они неплохо знают специфику российского бизнеса», – сказал эксперт РБК Валентин Крохин. Другие же участники мирового рынка пока с опаской посматривают в сторону России и только декларируют о своих намерениях по выходу на российский рынок. Так, уже на протяжении нескольких лет крупнейшая торговая сеть Америки Wall Mart периодически заявляет о приходе в нашу страну, но до сих пор этот ритейлер не сделал никаких шагов по активизации деятельности здесь.
   Подобная политика иностранных сетей в отношении российского рынка дает местным ритейлерам существенную фору. Тем не менее, считают эксперты, отечественным сетям нужно думать о грядущем западном нашествии и решать наиболее актуальную на сегодняшний день для них проблему – плохой уровень сервиса. Согласно исследованию Ассоциации маркетинговых исследовательских компаний (АМИ), качество обслуживания в российских сетях явно желает оставлять лучшего. Так, по такому параметру, как «удобство внутренней планировки и «навигации» в магазине», опрошенные покупатели не дали высшего балла никому. По трехбалльной шкале «Патэрсон» получил 1,5 балла, «Перекресток» – 1,4, «Рамстор» и «Седьмой континент» – 0,8, «Копейка» – 0,6%. Также специалисты АМИ не слишком высоко оценили «широту и глубину ассортимента» в этих магазинах. Больше всего удовлетворены по этому показателю, по их мнению, покупатели сети «Седьмой континент» – 2 балла, «Патэрсона» и «Перекрестка» – 1,9. Среди сетей, которые оказались заметно далеко от клиентоориентированности, оказались «Копейка» и «Пятерочка», которые набрали по 1,3 балла.
   Если верить исследованию АМИ, почти все постоянные покупатели той или иной сети имеют ряд серьезных претензий к уровню сервиса в магазинах, где они отовариваются. Особенно актуальной «борьба за качество» будет в том случае, если развитие розничного рынка пойдет по сценарию, когда западные сетевики будут не поглощать отечественные сети (что ожидалось ранее и к чему готовятся многие российские игроки), а создавать собственный формат в России.