23.06.2004  Патриотичные пивовары отказываются от импортных сырья и упаковки

   Чтобы сократить свои издержки, пивовары отказываются от импорта упаковки и сырья в пользу отечественной продукции. За последние два года импортная составляющая в себестоимости пенного напитка уменьшилась вдвое, говорят аналитики. Чтобы удовлетворить потребности пивной индустрии, производители тары и сырья активно строят заводы в России.
   “Резкое замедление роста пивного рынка заставляет производителей искать пути сокращения издержек. В первую очередь они переходят на упаковку и сырье отечественного производства”, — говорит аналитик ОФГ Алексей Кривошапко.
   Директор по развитию сырьевых ресурсов “Балтики” Артем Богославский сказал, что в прошлом году “Балтика” частично отказалась от импорта алюминиевых банок, которые закупала у польской CanPack. “В свое время компания отказалась от импорта бутылки, потому что отечественные дешевле и при этом не уступают импортным по качеству. По той же причине компания отказалась от импорта термоусадочной пленки”, — вспоминает Богославский.
   Пивзавод “Вена” приобретает стеклянную и алюминиевую тару, а также термоусадочную пленку в России, говорит менеджер “Вены” по PR пивзавода Татьяна Антончик. Но компоненты самого напитка — солод, хмель, добавки, а также пробку и этикетку компания импортирует.
   А акционеры комбината им. Степана Разина несколько лет назад купили и реконструировали бутылочный завод в Вологодской области, который теперь почти полностью обеспечивает потребности производства в стеклянной таре.
   За два года импортная составляющая в цене готовой продукции по отрасли снизилась с 60% до 30%, говорит аналитик Альфа-банка Александр Свинов. “Переходу на российское сырье и упаковку способствует появление современных производств в стране. Раньше пивоварам было просто нечего закупать в России”, — считает Свинов.
   Петербург, где варится около 25% российского пива, притягивает производителей тары. В начале года во Всеволожске открылся завод “Ростара” (входит в группу “Русский алюминий”) мощностью 1,7 млрд алюминиевых банок в год. На этой неделе компания “Веда-ПАК” запускает вторую очередь бутылочного завода стоимостью $22 млн в Кингисеппе. Как сообщили в компании, мощность производства увеличивается вдвое — до 500 млн бутылок в год. Управляющий компании “Веда-ПАК” Евгений Теруков говорит, что недавно клиентами его компании стали несколько крупных пивоваров, например Sun Interbrew и “Вена”.
   Сейчас импортные банки и бутылки занимают не более 10% рынка, по данным Кривошапко. “Российские производители уже сейчас в состоянии обеспечить бутылкой и банкой пивоваров”, — говорит он. Импортировать бутылку, поясняет Кривошапко, необходимо только для отдельных специальных сортов пива, а потребность в импортной банке у пивоваров отпадет после того, как Всеволожский завод “Ростара” выйдет на полную мощность.
   По данным производителя банок Rexam, объем российского рынка алюминиевых банок должен составить в этом году 3,5 млрд шт.
   Стоимость отечественной бутылки, по словам Терукова из “Веда-ПАК”, на 20-30% ниже иностранной за счет меньших логистических и таможенных издержек. А отечественные алюминиевые банки дешевле импортных минимум на 8-10%, говорит гендиректор производителя алюминиевых банок “Ростара” Павел Ульянов.
   Александр Свинов из Альфа-банка ожидает, что локализация производства пива будет увеличиваться за счет появления в России местных высококачественных компонентов напитка, прежде всего солода, на который приходится около 30% себестоимости пива. Банк “Авангард” сейчас строит в России три солодовни общей стоимостью $100 млн. “Балтика” к имеющейся в Петербурге солодовне, построенной совместно с французской компанией Soufflet, в этом году добавит еще одну — в Туле. Мощности обоих производств — около 105 000 т в год. Тульская солодовня стоимостью $32 млн будет полностью обеспечивать местный завод компании.
   По словам Свинова, рынок солода пока далек от насыщения, в стране необходимо построить десять солодовен общей мощностью около 1 млн т в год.По оценке Кривошапко, в прошлом году около половины солода было произведено в России. Аналитик говорит, что тонна импортного сырья стоит около $400, тогда как местного — около $200.