22.06.2004 Российский транзит споткнулся о ЕС Неторопливость российских и европейских чиновников, которые до сих пор не договорились о новых правилах доставки грузов из Калининграда, приносит все больше убытков российским бизнесменам. Областные чиновники опасаются резкого падения грузооборота, но федеральные переговорщики пока не идут дальше заочной перепалки с оппонентами из Еврокомиссии. В понедельник находящийся в Эстонии с визитом премьер-министр Михаил Фрадков заявил, что ситуация с перевозкой грузов из Калининграда на территорию остальной части России после расширения Евросоюза с 1 мая “не улучшается, а пока только ухудшается”. Неделю назад на это же сетовал замминистра иностранных дел Сергей Разов, по его словам, “условия грузового транзита по ряду позиций ухудшились”, в частности, возросла стоимость перевозок. После этого министр иностранных дел Сергей Лавров призвал европейцев поскорее заключить с Россией соглашение о грузовом транзите, “которое учитывало бы все наши озабоченности”. Проблема калининградского транзита встала в связи со вступлением в Евросоюз с 1 мая десяти новых государств, в частности Литвы. Теперь при транзите нужно платить залоговые пошлины по ставкам ЕС и предоставлять литовским таможенникам подтверждение гарантий уплаты пошлин от литовских брокеров. Потребуется и дополнительная ввозная декларация для следования грузов по территории Литвы, которую перевозчик должен оформить заранее. Также установлены особые требования для перевозки древесины и ужесточен ветеринарный контроль для продовольственных товаров. Министр экономического развития Герман Греф еще в апреле признавал, что в этих условиях транспортировка грузов из Калининграда окажется “экономически невыгодной”. В конце апреля российские и европейские чиновники договорились подписать отдельное соглашение об упрощенном транзите через Литву для россиян. Однако дальше слов Москва и Брюссель не продвинулись. По словам вице-губернатора Калининградской области Михаила Цикеля, с 1 мая в два раза подорожала декларация за оформление товара и в несколько раз выросла стоимость гарантии доставки грузов, которая теперь составляет не менее 23 евро за каждую отправку. Кроме того, говорит Цикель, поскольку “регламент таможенных проверок никем не утвержден, они могут занимать и несколько часов, и несколько недель”. Бизнесмены жалуются на новые порядки. “Раньше процедура оформления заявок на транзит носила заявительный характер, а теперь мы должны получить [для этого] разрешение”, — говорит пресс-секретарь компании “Автотор” Павел Лешаков. По утверждению замгендиректора экспедиторской компании “Запрыбсбыт” Владимира Токарева, выросла до 30 евро за вагон и плата за проведение литовцами ветеринарной проверки российских грузов. “Новые платежи и скакнувшие при транзите грузов тарифы бременем лягут на экономику региона и на кошельки граждан, наши товары станут неконкурентоспособными на российском рынке, а цены на ввезенную к нам из большой России продукцию полезут вверх”, — пророчествует Цикель. Сенатор от Калининграда Николай Тулаев утверждает, что из-за ужесточения правил транзита его объем может упасть на 30%. Впрочем, российские переговорщики признают, что сами запоздали с решением проблемы. “Соглашение о транзите еще не разрабатывается, но европейцы не отказались обсуждать эту проблему — видимо, массовые заявления российских чиновников должны подтолкнуть эту работу”, — говорит один из них. “Мы готовы пойти на компромисс, в частности, пломбировать и страховать грузы”, — говорит торговый представитель России в Литве Игорь Зотов. Получить комментарии представителей Еврокомиссии не удалось. Бывший аналитик Северо-Западного ЦСР Александр Анисимов отмечает, что Евросоюзу выгодно затягивать урегулирование проблемы с калининградским транзитом. “Нерешенность калининградской проблемы позволяет ЕС использовать эту тему как разменную карту в ходе переговоров с Москвой по другим вопросам”, — полагает Анисимов. |