17.06.2004  Торговля в сетях

   Сегодня в России основными игроками на развивающемся рынке цивилизованной торговли становятся торговые сети, объединяющие предприятия современных форм (супермаркеты различных форматов, дискаунтеры, торговые центры).
   Согласно исследованию, проведенному в начале этого года Ассоциацией менеджеров России, в настоящее время только в Москве работает 34 продовольственных и 40 непродовольственных розничных сетей. Их доля на столичном рынке достигает 12% от общего объема продаж и продолжает увеличиваться. Отдельные магазины, не объединенные в сети, начинают испытывать давление со стороны их более крупных конкурентов. Если торговые сети будут развиваться теми же темпами, то, предполагают эксперты, многие отдельные торговые предприятия будут вынуждены либо уходить с рынка, продавать свои торговые площади, либо работать на условиях франчайзинга с крупными сетями (такую возможность предоставляют "Пятерочка", "Копейка", "Перекресток").
   Одним из основных факторов, влияющих на конкурентную ситуацию в столицах, становится и широкомасштабная интервенция на российский рынок крупных транснациональных торговых сетей. Передел рынка неизбежен - вопрос лишь о том, какую долю смогут сохранить на нем российские компании.
   Эксперты Ассоциации менеджеров предполагают, что один из путей дальнейшего развития российских сетей - региональная экспансия. В настоящий момент треть всего оборота российской отрасли розничной торговли приходится на Москву. Такая диспропорция вызвана разницей как в материальном обеспечении жителей различных регионов России, так и в степени развития торговых предприятий.
   Но на пути региональной экспансии у крупных розничных сетей встают определенные проблемы. Первая из них - низкая квалификация персонала. Кроме того, в регионах достаточно сильны местные торговцы, причем сильны не технологиями и опытом, а близостью к местным властям. Тем не менее эксперты полагают, что вложения в региональное развитие оправдываются огромным потенциалом этого рынка.
   По оценке экспертов, наиболее перспективными для развития розничных сетей являются Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Краснодар, Саратов, Хабаровск, Уфа, Казань. В дальнейшем компании, специализирующиеся на одном из секторов непродовольственного рынка, по прогнозам специалистов, будут активно идти в регионы через франчайзинговые договоры: в небольших городах открывать собственные магазины сети невыгодно, а партнерам по франчайзингу компании готовы предоставить и товар, и технологии.