17.06.2004  ДФО: вместо рынков открываются торговые центры

   Розничная торговля на Дальнем Востоке активно развивается. Одним из основных показателей положительных тенденций в этом секторе является значительное сокращение числа рынков. Вместо них открываются торговые центры, оснащенные современным торговым и холодильным оборудованием.
   В последние годы наблюдается рост торговой сети на всей территории области, сказал заместитель начальника Департамента международных, внешнеэкономических связей и торговли администрации Амурской области Куликов. В 2002 г. появилось 477 новых торговых предприятий, в 2003 г. - 224. В ближайшие годы прогнозируется снижение роста торговой сети, но качественный уровень будет повышаться. Будут открываться магазины с прогрессивными формами обслуживания, расширится сеть специализированных предприятий торговли по продаже непродовольственных товаров. Основные тенденции в развитии торговли на ближайшее время - формирование крупных торговых сетей, универсализация продовольственной торговли, развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов.
   Развивают дальневосточники собственные сети. Их можно разделить на несколько категорий. К первой относятся успешные производители пищевой продукции, которые по мере развития открывают собственные розничные магазины. Например, в Приморье к таким компаниям относятся "Владхлеб", в торговую сеть которого входит более 60 фирменных торговых точек, в том числе фирменные супермаркеты и магазины; "Ратимир", у которого 8 собственных магазинов, 6 фирменных отделов, а также "пилотные" магазины в крае и регионе; "Уссурийский бальзам", "Приморский кондитер". Не отстают и другие дальневосточные производители: "Амурский хлеб", Благовещенский мясокомбинат, "Благовещенская кондитерская фабрика "Зея", "Дальневосточная продовольственная компания", "Благовещенский молочный комбинат". Создание собственной розничной сети позволяет предприятиям значительно сократить издержки, увеличить эффективность торговой деятельности. А в связи объединением объемов продаж можно вести переговоры с поставщиками и производителями продукции о снижении стоимости товара и о предоставлении дополнительных льгот для сетевого розничного оператора.
   Создают свои сети и компании, специализирующиеся на бытовой технике. В Приморье, например, в этом секторе весьма успешно работают сразу три компании ("В-Лазер", "Спектр", " Домотехника"), "Электромир" - в Амурской области, "Контур" в Хабаровске. Некоторые из этих компаний, наработав опыт и капитал, со временем расширяют специализацию, диверсифицируют в новые виды бизнеса.
   Еще одна тенденция, которая в последние годы становится все ярче, - это так называемый обмен сетями между регионами Дальнего Востока. Например, "Контур" имеет магазины не только в Хабаровске, но и в Южно-Сахалинске, Благовещенске, Нерюнгри, Свободном. Двигается в регион и "В-Лазер" - магазины есть в Магадане, Хабаровске, Южно-Сахалинске. Нацелены на регион и производители продовольственных товаров.
   Реальную угрозу для местных розничных сетей могут представлять восточные соседи. "В пятилетней перспективе у нас вполне возможно появление крупных продавцов из стран Юго-Восточной Азии (Китай, Корея)", - считает начальник отдела организации торговли Комитета по торговле администрации Приморского края Марина Королева. Уже поступил ряд предложений от компаний КНР о строительстве на территории области супермаркетов с развлекательными центрами, выставочно-ярмарочными площадями, ресторанами, сообщила заместитель начальника Управления потребительского рынка, предпринимательства и внешнеэкономических связей правительства Еврейской автономной области Галина Соколова.