11.06.2004  На развитие российского автомобильного рынка начинает влиять средний и малый бизнес

   В прошлом году доля корпоративных покупателей в секторе иномарок подошла в России к 10% - из 195 тыс новых легковых автомобилей юридическими лицами было приобретено 18,7 тыс. Еще пару лет назад этот показатель был почти вдвое меньше, а через год-другой, по прогнозам, фирмы и организации будут покупать примерно пятую часть продаваемых в стране зарубежных моделей.
   Ключевым фактором такого роста эксперты называют стабилизацию экономики и бизнеса. Если в 2002 году 3/4 корпоративных покупателей иномарок составляли филиалы и "дочки" крупных зарубежных компаний, то уже в 2003-м их доля снизилась до 35%, а основной поток пошел в отечественные фирмы, госорганизации и лизинговые структуры.
   В результате активизировались все участники рынка: потребители всерьез занялись экономикой и развитием своих парков, автомобильные компании, импортеры и дилеры начали продвигать специальные программы для корпоративных клиентов, возросло количество и качество услуг, прежде всего - в сфере лизинга и аутсорсинга.
   Взаимоотношения между участниками рынка во многом определяются структурой корпоративных клиентов. Крупнейшими среди них пока остаются известные международные компании. По словам автомобильных импортеров и дилеров, с такими клиентами работать достаточно сложно - они предъявляют очень жесткие требования, но вместе с тем и легко - в крупных иностранных компаниях четко расписана каждая мелочь. Более того, у этих клиентов обычно регламентировано, кто из сотрудников каким автомобилем может пользоваться.
   Другой критерий превалирует в российских государственных структурах. Минэкономразвития ввело порядок, в соответствии с которым госорганы могут покупать только машины, произведенные в России.
   Однако самым перспективным направлением обещает стать российский бизнес. В этом секторе спрос сегодня так же разнороден, как и сам отечественный рынок автомобилей, где не сложились пока явные предпочтения по странам-производителям, классам и маркам машин. Получив возможность покупать автомобили для нужд фирмы, одни российские бизнесмены начинают скупать самые "крутые" модели, другие мечутся в поисках лучшего и формируют парки из разных брэндов, третьи стараются походить на кого-то и берут те же машины, что и объект подражания.
   По мнению экспертов, в ближайшие полтора-два года одной из главных тенденций рынка корпоративных продаж станет движение в регионы.