11.06.2004 Как не нарваться на фальшивое пиво В прошлом году, по данным Национальной алкогольной ассоциации России, россияне выпили 762,5 тысячи декалитров пива. Если учесть, что население нашей страны составляет 145 миллионов человек (по результатам прошедшей переписи), то россиянин за год выпивает в среднем 52,5 литра пива (в Чехии приходится 162 литра на каждого). Последний громкий скандал вокруг появления на российском рынке фальшивого пива разгорелся в июле 2001 года: тогда Госторгинспекция сняла с производства почти 30% выпускаемого в стране пива. За последние три года, как сообщили в Союзе российских пивоваров, суррогатов обнаружено не было. Но это вовсе не означает, что на прилавках наших магазинов, на рынках и в палатках продается исключительно качественное пиво. Часто можно нарваться на неправильно хранившийся напиток или с истекшим сроком годности. Случается, что этикетка на бутылке не совпадает с содержимым: пиво, приготовленное на каком-нибудь периферийном заводике по примитивной технологии, выдается за продукцию престижных и раскрученных марок. Таким пивом вряд ли можно отравиться, но обман налицо. Чтобы хоть как-то скрасить разочарование, «пираты» продают свое пиво по ценам на 40-50% ниже «фирменных». Чтобы не быть обманутым, следует научиться отличать настоящее пиво от фальшивого. Прежде всего надо обращать внимание на пробку: на «правильных» бутылках она оригинальная, с логотипом марки. 'Золотянка' на горлышке тоже свидетельствует о том, что пиво настоящее. Еще одна отличительная черта настоящего российского пива - цвет бутылки. Основные отечественные производители разливают напиток в темную посуду - или коричневую, или темно-зеленую. Это делается для того, чтобы предохранить пиво от вредного воздействия солнечных лучей и опять же уберечься от 'пиратов'. Дело в том, что на заводах посуда тщательно сортируется и бутылки разного цвета никогда не попадут в один ящик. Очень важная деталь - этикетка в хорошем полиграфическом исполнении. Дата розлива должна быть напечатана на ней обязательно типографским способом (а не от руки или в виде печати). Наибольшей опасности подвергаются любители пива в ПЭТ-упаковках. Таких потребителей, к сожалению, большинство - ведь пиво в пластиковой бутылке стоит дешевле. Для сравнения, в стеклянной или алюминиевой таре пиво хранится 3-5 месяцев, а в пластиковой - не более месяца. И последнее: бумажные этикетки на ПЭТ-бутылки приклеивают обычным клеем, так что поменять их проще простого. Пиво бывает двух видов: темное и светлое. Цвет напитка зависит от цвета использованного солода. Если солод необжаренный или слабо обжаренный, то пиво будет светлым. Чем сильнее обжарили солод, тем более темным будет пиво. Сваренное в кустарных условиях пиво будет темнее заводского, поскольку на заводе оно варится без доступа кислорода. Заметим, что важен не только оттенок, но и прозрачность напитка. Так, светлое пиво должно быть золотистым и прозрачным; кроме того, оно должно блестеть. Темное пиво может не блестеть, быть коричневым и даже непрозрачным. Вкус пива зависит от трех основных составляющих - воды, солода и хмеля. На каждом пивоваренном заводе используется своя вода. Крупные предприятия вкладывают средства в модернизацию станций водоподготовки, чтобы добиться требуемого минерального состава. Очень многое зависит и от солода. Изменяя количество или варьируя различные сорта хмеля, пивовар может подчеркнуть или, наоборот, ослабить горечь готового продукта. Российское пиво менее горькое, чем чешское или немецкое, поскольку в него добавляют меньше хмеля. Часто на этикетках пивных бутылок можно увидеть наличие добавок - риса, мальтозной патоки или сахара. Они являются заменителями солода, снижающими себестоимость производства. Индивидуальность пиву придают дрожжи. Штамм дрожжей, используемый для того или иного сорта, является самым большим секретом пивоваренного завода. Многие ошибочно думают, что чем вкуснее пиво, тем оно качественнее. 'Состав на качество пива не влияет - он определяет вкус, цвет, запах, - рассказал Алексей Кедрин, начальник отдела по связям с общественностью пивоваренной компании 'Балтика'. - А качество - результат соблюдения технологии. Можно иметь пиво, которое не всем нравится по вкусу, но оно будет и безопасно, и полезно для здоровья'. На российском рынке каждая марка пива занимает место в определенном ценовом сегменте: самое дешевое - до 20 рублей за литр; средняя цена - 21-30 рублей за литр; российский 'премиум' и лицензионное пиво стоят 31-40 рублей за литр, а импортное еще дороже. По данным аналитической компании 'ГФК-Русь', 53% рынка занимает дешевое российское пиво, 22% - пиво среднего ценового сегмента, 19% - лицензированные марки и 'премиум', 6% - импортное пиво. Как пояснила менеджер по связям с общественностью пивоваренного завода 'Вена' Татьяна Антончик, цена на пиво в разных сегментах зависит в большей степени от раскрученности бренда и отпускной цены. Стоимость безалкогольного пива напрямую зависит от способа его приготовления. Мало похожий на пиво напиток стоит на 10-15% дешевле, чем его алкогольный 'одноклассник'. Пиво с выпаренным алкоголем практически не отличается по стоимости от 'настоящего' и находится в среднем ценовом сегменте. Напиток с вымытыми молекулами алкоголя относится к классу 'премиум' и даже на 15% дороже обычного пива. |