10.06.2004  Рынок страхования выезжающих за рубеж растет с каждым годом

   Страхование туристов (путешествующих, выезжающих за рубеж) является сегодня одним из самых перспективных и бурно развивающихся сегментов российского страхового рынка. Связано это прежде всего с повышающимся уровнем благосостояния населения: чем больше россиян выезжают за границу, тем больше страховых полисов они оформляют. По данным страховых компаний, летом их клиенты в 2,5 раза чаще, чем зимой, попадают в разные неприятные истории.
   Отечественные страховщики, оценивая объемы рынка туристического страхования, приводят разные цифры. Официальная статистика по этому виду страхования не ведется, поскольку он не выделен в самостоятельный и является комплексным. В зависимости от того, какой набор услуг входит в пакет, страхование может относиться к разным видам: добровольному медицинскому страхованию, страхованию от несчастного случая, страхованию имущества, финансовых рисков и даже страхованию грузов. При составлении отчетности российские компании относят страхование выезжающих за рубеж (ВЗР) либо к личному, либо к имущественному страхованию, единой методики здесь нет.
   Руководитель центра стратегического анализа и планирования компании "Росгосстрах" Алексей Зубец предполагает, что в ближайшие годы рынок страхования ВЗР будет расти не менее чем на 40% в год. Этому способствуют два главных фактора: увеличивается число стран, куда без страховки не въедешь (новые члены Евросоюза, к примеру), растет также число зарубежных поездок россиян. В
   По словам начальника управления страхования ВЗР группы «Ренессанс Страхование» Феликса Беруля, объемы этого рынка составляют 5-6 млн. застрахованных в год (или около 70 млн. долларов). "Прогнозная емкость рынка страхования в российском туризме - 20-25 млн. клиентов, или около 270 млн. долларов в год, - говорит Беруль. - До 15% этой суммы должно уходить сервисным компаниям, до 60% выплачивается в виде страховых возмещений, 20% - в виде комиссионного вознаграждения агентам и брокерам. В сухом остатке - 5%, на которые и должны существовать страховщики".
   У страхования ВЗР существует своя специфика. Страны активного отдыха (горные лыжи, сноуборд зимой, альпинизм, рафтинг летом и т.п.), как правило, не требуют от туристов обязательного страхования рисков, которые возникают при таком активном отдыхе, но в этом случае следует вести речь о страховании гражданской ответственности перед третьими лицами. Естественно, чем выше возможные риски, тем выше должны быть требования к размерам страхового покрытия. Для государств Шенгенского соглашения, рассказывает руководитель управления страхования ВЗР компании «Стандарт-Резерв» Евгения Блинова, обязательна страховая сумма не менее 30 тысяч долларов или евро. Страховую сумму человек определяет сам, но она не может быть ниже суммы, установленной нормами той или иной страны. Тариф зависит от длительности пребывания за рубежом: чем дольше человек находится за границей, тем ниже тариф. В среднем же стоимость страховки составляет 50-60 центов в день, а за двухнедельное пребывание за рубежом вы заплатите 7-9 долларов.
   На распространенный вопрос, где приобрести страховку, в туристической фирме вместе с путевкой или в офисе страховщика, можно ответить следующим образом. Те, кто заботится о себе, должны приходить в страховые компании, а уверенные в себе люди могут доверить страхование турфирмам. Все дело в том, что турфирмы продают стандартный полис - продукт с фиксированным объемом услуг, в то время как возможность составления индивидуальной страховой программы, обсуждения условий договора и т.д. существует только в страховой компании.
   В страховых компаниях давно заметили, что летом неприятности самого разного рода происходят с туристами в 2,5 раза чаще, чем зимой. Меньшая «травмоопасность» зимы связана с психологией поведения. Дело в том, что зимой обычно отдыхают те, кто увлекается зимними видами спорта, - ведь мало кто поедет кататься на горных лыжах, не имея об этом никакого представления. Летом же на отдых едут те, кто "отморозился" за зиму. Принцип таких туристов - три "НА": НАкупаться, НАгреться, НАесться. Отсюда и простуды, и желудочные проблемы, и все, что связано с этими тремя «НА».
   Данные о том, как часто клиенты страховых компаний попадают в беду за границей, противоречивы. У одной компании такой страхователь - один на тысячу, у другой - каждый сотый. Эти показатели довольно условны, поскольку статистика - плохой помощник, если где-нибудь в Египте переворачивается автобус с туристами.
   У страхования туристов есть своя специфика в зависимости от региона или сезона, отмечает Наталья Клименко, директор департамента личного страхования компании "Энергогарант". В летний период отмечен рост страховых случаев на курортах Испании и Турции, связанный с занятиями дайвингом и другими модными сейчас видами спорта. В связи с развитием спортивных развлечений высокий уровень травматизма в летний период отмечается и у детей. Кроме того, они часто страдают простудными заболеваниями, вызванными переменой климата. В зимний период высокая степень травматизма вызвана занятиями горнолыжным спортом. Испания, к примеру, требует обязательной страховки при занятиях горнолыжным спортом.
   Эксперты не так давно прогнозировали рост популярности страхования невыезда за рубеж. По словам Евгении Блиновой, руководителя управления страхования ВЗР компании "Стандарт-Резерв", наиболее частым спросом пользуется такой риск, как невыдача визы, а также внезапное заболевание застрахованного или его близких родственников перед поездкой. Страхование от невыезда популярно среди туристических компаний, работающих на европейском направлении, а также на турах в экзотические страны. Олег Штында, начальник отдела страхования путешественников компании "Согласие", подтверждает: "Очевидно, что при вынужденном отказе от поездки клиент теряет значительные средства, потраченные на билеты, визу, гостиницу и так далее. Поэтому все больше людей интересуется этим риском, и в дальнейшем страхование от невыезда за рубеж будет все более и более популярным".