10.06.2004  Успешный бизнес "Ивана Таранова"

   «Пивоварни Ивана Таранова» – самая динамичная компания на пивном рынке России. Всего за пять лет объем ее продаж вырос в 20 раз. Пиво «ПИТ» продается по всей стране.
   В Калининграде, где расположена флагманская пивоварня ПИТ, чуть ли не каждый второй магазин обклеен рекламой пива «Три медведя», а большая часть летних баров работает под вывеской Gosser. Это пиво по австрийской лицензии варят на том же заводе. Еще совсем недавно на местном рынке доминировало польское пиво, не облагавшееся таможенными пошлинами. От старой городской пивоварни, основанной еще при кайзере Вильгельме, остался только цех с медными котлами. Новое предприятие, построенное ПИТ, мощнее прежнего в десять раз. Около 70% продукции поставляется в Россию.
   После распада СССР и открытия границ кооператор Александр Лифшиц отправился в Америку повышать квалификацию. Через бизнес-школу он познакомился с менеджерами пивоваренной Stroh Brewing Company и в Россию вернулся с твердым намерением заняться дистрибуцией пива. В 1992 году Лифшиц создал в Москве компанию North Winds и начал импортировать продукцию Stroh, а затем и других производителей – Heineken, Carlsberg, Bavaria, Corona Extra, Gosser.
   С Евгением Кашпером – бывшим гражданином СССР, эмигрировавшим в Соединенные Штаты вместе с родителями, – Александр Лифшиц познакомился в 1994 году. Вместе Кашпер и Лифшиц задумали раскрутить на российском рынке пиво Red Bull от компании Stroh. На центральных телеканалах появился рекламный ролик Red Bull. По данным маркетингового агентства КОМКОН, в 1996 году Red Bull входила в первую десятку самых популярных в России импортных марок пива.
   Однако в середине 1990-х на отечественном пивном фронте случился коренной перелом. Крупные заводы воспользовались притоком иностранных инвестиций или научились пользоваться кредитами, производство пива в стране начало расти столь же высокими темпами, какими до той поры снижалось. Stroh также задумала открыть собственное производство в России.
   В 2001 году российские заводы перешли под управление компании «Пивоварни Ивана Таранова», единственным учредителем которой значилась кипрская фирма Ivan Taranov Breweries. Основными же совладельцами ПИТ стали Лифшиц и Кашпер.
   «Компания ПИТ развивалась не по классической схеме – от производства к дистрибуции, а наоборот – от дистрибуции к производству, то есть увеличивала мощности вслед за расширением сбыта», – сказал Борис Карлов, управляющий директор инвестиционного фонда TPG Aurora, который в 2002 году стал акционером «Пивоварен Ивана Таранова». Оба завода ПИТ в 2001 году продали примерно 10 млн дал пива против 1,5 млн дал в 1999-м.
   Всего за два летних сезона «ПИТ» стал ударным брэндом Detroit Brewing, переродившейся в «Пивоварни Ивана Таранова». Свою роль, вероятно, сыграла история появления марки. В Оренбурге якобы был обнаружен архив всеми забытого русского авиатора Ивана Таранова, в том числе и документы, позволившие воссоздать рецептуру пива, которое он будто бы варил на собственном заводике в Оренбургской губернии и продавал по всей Российской Империи от Нижнего Новгорода до Приамурья.
   Как считает менеджер компании, знакомый с коммерческой политикой «Пивоварен», успех марки «ПИТ» был обусловлен не только оригинальной идеей, но и умением ее владельцев размещать рекламу. По словам А.Лифшица, создавая брэнды и рекламные концепции, компания не пользовалась услугами каких-либо агентств.
   Нехватка мощностей и дороговизна доставки пива в восточные регионы страны побудила акционеров ПИТ искать новые объекты для инвестиций. Весной 2002 года компания совершила свою первую самостоятельную сделку – приобрела хабаровский завод «Амур-Пиво». На «Амур-Пиве» уже стояло новое оборудование, купленное за счет средств ЕБРР, и «тарановцам» оставалось лишь завершить модернизацию.
   Фонд TPG Aurora – восточноевропейское подразделение Texas Pacific Group – стал совладельцем «Пивоварен Ивана Таранова» в октябре 2002 года и в конечном итоге получил в собственность около 40% акций компании.