01.06.2004  Среднему бизнесу есть место на бирже

   Пока еще в России сохраняется множество факторов, сдерживающих желание компаний выпустить и разместить свои акции. Однако логично предположить, что потребность в «длинных» инвестиционных ресурсах рано или поздно в массовом порядке приведет российские компании на фондовый рынок. Возможно, грядет даже самый настоящий инвестиционный бум.
   Сложность заключается в непрозрачности предприятий среднего бизнеса – причем не только самих потенциальных эмитентов, но и всей цепочки, в которой они работают. Например, производители продуктов питания вынуждены торговать своей продукцией через палатки, которые никогда не платили налоги как положено.
   Генеральный директор ИГ «АТОН» Александр Кандель отмечает, что сложности при проведении акционирования связаны с несовершенством нормативной базы. По его словам, больше всего мешает норма о преимущественном праве прежних акционеров на приобретение выпускаемых акций, о предельной цене размещения акций на бирже, которая не может более чем на 10% превышать цену размещения по преимущественному праву, и ряд других.
   Препятствует развитию рынка и отсталость менталитета собственников предприятий. Чаще всего они боятся выпускать из рук даже небольшие доли в своих компаниях, опасаясь агрессии со стороны конкурентов или потери контроля над компанией. «Это психологически тяжелый шаг – пустить в совет директоров людей, которые, по-твоему, ничего не понимают в твоем бизнесе и у которых краткосрочные цели, – говорит президент «Ростик Групп» Ростислав Ордовский-Танаевский-Бланко. – Но нужно учиться с ними работать – это дисциплинирует, учит объяснять и проверять свои идеи. Хотя этот барьер, конечно, сложен для предпринимателей, у которых история составляет максимум 10 лет».
   Почему же необходим выход на рынок акций? В первую очередь, велика потребность в «длинных» кредитных ресурсах. В этом смысле выпуск акций выглядит привлекательным способом привлечь «длинные» деньги – ведь инвесторам, в отличие от кредиторов, не нужно возвращать вложенные деньги через определенный срок. Однако сейчас бытует мнение, что средним и мелким предприятиям на фондовом рынке делать нечего. Аналитики считают, что на Западе действительно есть смысл делать размещение на суммы от 80–100 млн долларов, но в России возможны успешные размещения и в меньших объемах – нужно только найти целевую аудиторию инвесторов.
   В России формируется и новый класс «потребителей» инструментов фондового рынка. В 2002 году половина сделок с акциями была совершена через Интернет частными клиентами. Эти люди – среди них есть и топ-менеждеры, и студенты – могут начать игру на бирже, вложив в нее тысячу долларов. Причем среди этих клиентов велик спрос именно на акции компаний второго эшелона. По мнению А.Канделя, спрос на вновь выпускаемые акции как финансовые инструменты в России практически гарантирован.