31.05.2004  Москва: книга - товар повседневного спроса

   Чтение книг из занятия, в советские времена привычного, превратилось в модное, что, по мнению участников рынка, приближает Россию к западным стандартам. Там книги – удовольствие не из дешевых, но такое же необходимое, как и другие товары повседневного спроса.
   RBC daily совместно с call-центром «Горячие линии» группы компаний Imageland провели опрос, исследующий спрос на книги и популярность точек их продаж. Было опрошено 300 человек с различным уровнем доходов старше 18 лет. Как показали результаты опроса, большая часть респондентов – 59% – посещает книжные магазины от случая к случаю, предпочитая делать покупки как на уличных книжных развалах (34%), так и в крупнейших магазинах города – «Библио-Глобусе» (32%), «Московском Доме книги» на Новом Арбате (30%) и в «Молодой гвардии» (25%). При этом сумма, которая тратится на книги, чаще всего не превышает 300 руб. По мнению участников рынка, все это свидетельствует о том, что покупатели стали гораздо разборчивее, а само чтение книг стало модным занятием. Судя по всему, российский книжный рынок все больше ориентируется на западный опыт, когда продукция издательств по ценам доступна далеко не всем, но при этом считается одним из товаров повседневного спроса.
   Как показал опрос, россияне по-прежнему претендуют на статус самой читающей нации. Несмотря на то, что стоимость книг ощутимо растет, доля тех, кого можно назвать книгочеями, по-прежнему сохраняется и составляет 15% от числа опрошенных. Именно столько людей сказали, что ходят в книжный магазин раз в неделю. Чуть больше – 26% – посещают его раз в месяц. А подавляющее большинство делает там покупки от случая к случаю – таких респондентов 59%. За один поход в магазин опрошенные тратят, как правило, сумму от 150 до 300 руб. (такой ответ указали 38%); более крупные покупки – до 500 руб. – могут себе позволить лишь 16%, а сумму свыше 500 руб. в магазине оставляют только 12%. Но при этом на вопрос, сколько они готовы потратить на одну книгу, 43% также указали сумму от 150 до 300 руб. А 29% считают, что они готовы заплатить за книгу до 100 руб.. И лишь 17% расстанутся более чем с 500 руб.
   «Действительно, доля активных читателей от общего их числа составляет чуть больше 30%. Причем не только в России, но и за рубежом, в тех странах, где книги считают товаром регулярного потребления, – сказал директор информационно-маркетингового центра «Альвис» Владимир Драбкин. – Да и заявленные траты вполне адекватны: к примеру, 300 руб. – это стоимость двух хороших переводных романов или четырех российских новинок в твердом переплете». Однако при этом, считает г-н Драбкин, эта сумма не так уж и мала. «В Bookberry средняя покупка как раз и совершается на сумму 300 руб., – продолжает его мысль коммерческий директор сети магазинов Bookberry Наталья Воробьева. – При этом, поскольку большая часть наших покупателей – люди с доходом выше среднего, они также хотят приобретать качественно исполненные книги».
   Примечательно, что книжный магазин респонденты выбирают по наличию в нем широкого ассортимента (его наличие отметили 36%), территориальной близости к месту работы или учебы (27%) и по сложившейся традиции – магазин, где совершались покупки и раньше, выбирают 17% опрошенных. В результате среди наиболее посещаемых магазинов оказались «Библио-Глобус» (32%), Московский Дом книги на Новом Арбате (30%) и «Молодая гвардия» (25%). Причем изрядную конкуренцию им составили книжная ярмарка в спорткомплексе «Олимпийский» (20%), а также уличные книжные развалы (34%) и ларьки в метро (30%). «Такие точки продаж, как Московский Дом книги и «Библио-Глобус», всегда были главными, ключевыми, – прокомментировал Владимир Драбкин. – А сейчас их положение только упрочилось. Например, «Библио-Глобус» во главу угла поставил максимально широкий ассортимент – конечно, в небольших магазинах такого не найдешь». Действительно, о популярности этих магазинов говорит и их посещаемость: например, магазин на Мясницкой ежедневно посещают порядка 15 тысяч человек, а магазин «Москва» – до 10 тысяч человек. Что же касается различных лотков и ларьков в переходах метро, которые есть практически на каждой станции, то цены там разительно отличаются от тех, что можно увидеть в том же «Олимпийском». Причем разница эта – иногда в два раза – может кого-то сильно ударить по карману.
   Но особенно примечательным оказался читательский выбор. Оказалось, что 31% респондентов покупает российскую и зарубежную классику, чуть меньше – 30% – современную российскую литературу, и столько же – детективы. Значительную долю опрошенных интересует детская литература (19%) и фэнтези (12%). Правда, на покупку книг в малой степени влияют различные специализированные обзоры. Чаще всего приобрести «источник знаний» человек решает потому, что ему это нужно по работе или учебе (34%) или же для того, чтобы взять ее с собой на отдых (30%). А вот новинками интересуются всего лишь 17% опрошенных.
   «Не надо забывать, что чтение – это укорененная привычка проводить время, – сказал Владимир Драбкин. – Поэтому большинство людей все же не мыслит своего отдыха без книги». Но вместе с тем, по мнению эксперта, книга уже перестала быть для россиян чем-то большим. «Она перестала быть темой для разговоров, как прежде, заняла не преувеличенное советскими реалиями место, – комментирует собеседник RBC daily. – Да и специфика спроса на книги сейчас совсем другая: чаще всего проявляют интерес к тем книгам, по которым поставлены фильмы или сериалы».
   Все это свидетельствует о том, что сейчас возникло совсем иное отношение к книге. Теперь чтение входит в моду. «Не надо забывать, что в советское время книга означала наличие денег, – комментирует Наталья Воробьева. – Если в доме была богатая библиотека, значит, ее хозяин имел хороший доход. Сейчас же читать книги стало модно. В частности, люди до 35 лет предпочитают современную российскую литературу. Просто мы приближаемся к западным стандартам, когда книга становится хотя и далеко не дешевым товаром, но таким же необходимым, как хлеб».