28.05.2004  Фаст-фуды обжигаются на франчайзинге

   Поссорившись в прошлом году с барнаульским партнером, холдинг "Подорожник" решил отказаться от франчайзинга как способа развития своей уличной сети быстрого питания в регионах. Холдинг ликвидирует дочернюю компанию "Подорожник-Франчайзинг" и прекращает переговоры с потенциальными партнерами. Теперь компания сосредоточит усилия на развитии сети в Санкт-Петербурге и выходе в другие регионы.
   Сеть уличного питания "Подорожник" существует в Сибири с 1995 г. Состоит из 130 точек, расположенных в Кемерове, Новокузнецке, Новосибирске и Санкт-Петербурге. Холдинг "Подорожник" открыл франчайзинговое направление в 2002 г. Созданную для этого компанию "Подорожник-Франчайзинг" возглавил прежний генеральный директор холдинга Анатолий Чернов. "Подорожник" требовал от своих франчайзи инвестиции в строительство сети из 10 киосков и небольшой фабрики в сумме от $500 000, а ежемесячное роялти было установлено в размере 5% от оборота.
   За два года холдингу удалось создать франчайзинговую сеть только в Барнауле - там местные бизнесмены открыли 14 киосков. Впрочем, сотрудничество "Подорожника" с барнаульскими предпринимателями не сложилось, и в декабре прошлого года холдинг разорвал франчайзинговый договор.
   В качестве причины разрыва отношений с алтайскими партнерами в "Подорожнике" называли "несоблюдение стандартов качества". Однако разрыв договора не помешал алтайским бизнесменам работать под вывеской "Подорожник". По словам PR-директора "Подорожника" Сергея Чернышева, в марте холдинг обратился с иском в арбитражный суд с требованием запретить барнаульской сети использовать товарный знак "Подорожник". Судебные решения ожидаются в середине лета.
   Неудачный старт проекта на Алтае заставил "Подорожник" отказаться от франчайзинга. "Развитие франчайзинга отнимает много ресурсов, которые мы хотим направить на развитие собственной сети в Петербурге", - поясняет директор по маркетингу холдинга "Подорожник" Евгений Карпов. В Санкт-Петербурге "Подорожник" совместно с компанией, близкой к руководству "Петрохолода", создал сеть из 10 уличных фаст-фудов. Карпов говорит, что в течение года партнеры рассчитывают довести количество точек в Северной столице до 30 - 50. Также компания планирует самостоятельно выйти на рынки Томска, Омска и Красноярска, увеличив объем продаж на 40%.
   Представитель сети "Крошка-картошка", развивающей похожую по формату сеть фаст-фудов, говорит, что недобросовестное поведение франчайзинговых партнеров встречается довольно часто. "Проблема в том, что российское законодательство слабо регулирует такие договоренности и всегда присутствует риск [такого рода]", - говорит он.
   С ним согласен Олег Ионко, директор новосибирской компании "Ресторатор", управляющей сетью фаст-фудов в городе. По его словам, "Ресторатор" отказался от франчайзинга и теперь занимается развитием сети самостоятельно, оказывая желающим консалтинговые услуги в сфере ресторанного бизнеса.
   Сеть выпечки "Восход-Бейкер", входящая в Сибирскую хлебную корпорацию, отказалась от франчайзинга еще несколько лет назад. Предложив свой проект партнерам в 1996 г., сеть выросла до 130 точек в 10 регионах. По словам генерального директора "Восход-Бейкера" Алексея Драгуна, компании пришлось отказаться от франчайзинга, выкупив бизнес у большинства партнеров. "Рынок оказался не готов к этому, партнеры его воспринимали слишком узко - как продажу способа быстро заработать деньги, а не философии бизнеса", - говорит он. Тем не менее сейчас "Восход-Бейкер" намерен вернуться к франчайзинговой схеме и в течение года планирует выйти на рынок с новым предложением.