20.05.2004  Российская торговля приобретет «иностранный акцент»

   Торговля является крупнейшим сектором экономики России и отраслью с наибольшей конкуренцией. Однако позиции отечественных компаний в розничной торговле медленно, но неуклонно сворачиваются под давлением траснациональных торговых сетей. Таков смысл доклада о ситуации в торговле, который сделала на конференции в Российском государственном торгово-экономическом университете в среду заместитель начальника Управления внутренней торговли и общественного питания Минэкономразвития Галина Фонарева.
   Как сообщила Галина Фонарева, сегодня торговля составляет 22,3% ВВП России, что значительно превышает долю сельского хозяйства или любой из отраслей промышленности. На сегодняшний день она является не только самой динамично развивающейся отраслью экономики, но и зоной наибольшей конкуренции. В последние три года постоянный прирост розничного товарооборота в стране составлял 8-9% в месяц. Причем, эти темпы роста наблюдались не только в Москве, но и практически во всех регионах России. В результате объем розничного товарооборота достиг 4,5 триллиона рублей.
   Главной тенденцией развития торговли последних двух лет стало выравнивание товарооборота по различным субъектам Федерации. Хотя эта разница по-прежнему огромна, что свидетельствует о неразвитости розничной торговли и ее недостаточной конкурентности в целом в стране. Так, среднедушевой товарооборот различается внутри страны более чем в 12 раз - от 119 рублей (Москва) до 9 рублей (небольшие национальные автономии). Впрочем, если три года назад товарооборот в Москве составлял более 33% от общероссийского, то сегодня доля столицы понизилась до 26%.
   Выравнивание товарооборота по регионам является следствием двух главных процессов: изменения инфрастуктуры товарооборота (от оптовых рынков и мелкой розницы к торговым сетям) и вытеснения российских торговых компаний из столичных рынков в регионы зарубежными торговыми сетями.
   Доля мелкооптовых рынков в розничной торговле плавно понижалась с 33% (1999 год) до 24% (2003 год). С точки зрения государства, эта тенденция положительна, поскольку означает сокращение неконтролируемого сектора, что приводит к увеличению налоговых сборов. Тем не менее, на сегодняшний день зона теневого сектора в торговле оценивается на уровне 30%, в то время как в Германии на уровне всего лишь 10%. Дальнейшее сокращение доли оптовых рынков и мелкорозничной торговли возможно с помощью укрупнения и разворачивания торговых сетей. Лидером в этом отношении сегодня являются Соединенные Штаты, в которых 90% розницы продается через торговые сети. В Восточной Европе этот показатель колеблется от 25 до 70%. Хотя малые и средние предприятия торговли достаточно устойчиво работают в любой стране мира, их доля в розничной торговле России в отличие от развитых стран достигает 85%.
   Сегодня отечественные торговые сети активно теснят оптовые рынки, и эта конкуренция изначально является неравной. Однако, точно так же неравной является и конкуренция транснациональных торговых сетей и отечественных на российском рынке. С ростом товарооборота работа в Санкт-Петербурге, Москве и крупных губернских городах стала достаточно привлекательной для зарубежных торговых корпораций. В результате прихода иностранцев отечественные сети вынуждены отступать из столичных рынков в регионы. Главные преимущества транснациональных сетей, которые дают им значительную фору на нашем рынке, неустранимы и носят сугубо рыночный характер. Совершая за счет гигантского оборота огромные объемы закупок, они изначально получают большие скидки, а потому могут продавать товар дешевле. Обладая большими финансовыми ресурсами, они в состоянии более гибко варьировать средства.
   Кроме того, они имеют возможность организовывать собственные производства и продавать массовые товары под собственным торговым знаком. К этому прибавляется и более четкая маркетинговая политика иностранных компаний, которые привыкли высчитывать рентабельность на долгосрочный период до долей процента. Наши предприятия пока так работать и планировать не научились.
   В силу всех этих факторов, приходя на отечественный рынок, транснациональные сети изначально обречены на успех. Тем более, что пока степень конкурентности розничной торговли в России гораздо меньше, чем в странах Запада, а потому иностранцами наши условия работы воспринимаются как льготные. О степени конкурентности розницы в России и развитых странах говорит такой индикатор, как количество торговых площадей на тысячу городских жителей. В России этот показатель только приближается к 40 квадратным метрам, в то время как на Западе он уже давно превысил 400.
   Сегодня зарубежные компании не только вытесняют российские в регионы, но и достаточно активно поглощают их с помощью скупки акций. В целом российские торговые предприятия имеют ресурс увеличения конкуренции за счет совершенствования технологий и ценовой политики, однако эта конкуренция останется неравной. В этой ситуации государство, по словам Фонаревой, не может воспрепятствовать приходу на наш рынок зарубежных сетей или оказать какие-либо иные протекционистские меры - с присоединением к ВТО эти мероприятия оказываются незаконными. В этой ситуации исполнительная власть может только пойти на изъятие существующих преференций западным компаниям, которые они получили в момент прихода на рынок, в виде особых форм таможенного оформления и льготного отвода земельных участков. Тем самым можно поставить если не заслон, то хотя бы выровнять условия конкуренции.
   В этих условиях к 2005 году специалисты Минэкономразвития прогнозируют плавное уменьшение теневой торговли, дальнейшее перетекание отечественных торговых предприятий из столичного рынка в регионы, позиционирование их в разных ценовых сегментах с иностранными компаниями, переход к работе по системе дискаунтеров (магазинов с системой скидок) и на торговлю специализированными товарами, сотрудничество с транснациональными сетями.