19.05.2004 Москва: продавцы считают, что ликвидация торговли в метро означает лишь очередное повышение арендной платы 1 июня из метро и 25-метровой зоны вокруг него, включая подземные переходы, исчезнут закусочные, аптеки, салоны мобильной связи и прочие полезные заведения - по требованию Межведомственной антитеррористической комиссии (МАК) "в связи с угрозой закладки взрывных устройств" вся розничная торговля в столичной подземке ликвидируется. До подписания соответствующего документа (оно намечено на 25 мая) тысячи "подземных" продавцов, затаив дыхание, ждут своего приговора и гадают, что кроется за этим решением - забота о безопасности пассажиров или очередное повышение арендной платы. Еще недавно в вестибюлях и переходах метрополитена можно было купить почти все: газеты, лекарства, очки, шампунь, сушеные грибы, билеты в театр, булочки, цветы, дипломы об окончании МГУ и МГИМО, персидских котят, колготки, сумки, блузки, лотерейные билеты, книги, золото, серебро и иконы. Но скоро, судя по всему, подземному базару придет конец. Согласно рекомендации МАК руководству Московского метрополитена предписано "до 1 июня 2004 года запретить торговлю в метрополитене, размещение игровых автоматов и объектов общественного питания". Кстати, кое-где, например на "Речном вокзале", не стали дожидаться 25 мая (к этому дню должно быть подготовлено соответствующее постановление мэрии) и досрочно очистили площадку перед входом на станцию. Само руководство подземки к санкционированной торговле в метро относилось весьма лояльно - ведь средства, получаемые за право торговли в метро, поступали на его единый расчетный счет и шли на покрытие эксплуатационных расходов. В основном борьба шла с незаконными базарами. Правда, по словам начальника столичной подземки Дмитрия Гаева, безрезультатно: "Раньше в Кодексе об административных нарушениях был пункт о том, что административная ответственность наступает, когда человек осуществляет торговлю в неустановленном месте, теперь слово "торговля" изменено на слово "предпринимательская деятельность". Сначала нужно доказать, что это предпринимательская деятельность, а это очень сложно. Вариант один - выгонять, чем мы и занимались". Однако сейчас речь идет о запрете всей, в том числе и легальной розничной, торговли, годовой объем которой в зоне столичного метрополитена составляет примерно $350-400 млн. Правда, ни в игровых салонах "Метро-центр", ни в аптеках компании "ФК "Итек", ни в кабинках моментального фото о грядущих переменах пока ничего не слышали. Похоже, судьбоносное решение в первую очередь коснется распространителей печатных СМИ и театральных билетов. "Мы пока ждем 25 мая, - рассказывает Дмитрий, продавец агентства "Метропресс" на станции "Пушкинская". - Если торговлю запретят, то зачем тут строят новый павильон "Цветы"? Уже известно, что на месте "Оптики" будет павильон мобильных телефонов. По-моему, это обычный передел сфер влияния. Помните, как после взрыва в подземном переходе на "Пушкинской" все киоски убрали? Видели, что сейчас творится? Значит, торговать будет тот, кто больше заплатит". Газетных лотков и киосков в метро пока около 1500. Их общий оборот составляет около $110 млн. в год. В этом прибыльном деле заняты тысячи людей, большинство из которых в ближайшее время останутся без работы. По крайней мере, МАК настаивает на том, что газетная торговля должна осуществляться исключительно через специализированные автоматы. Московское правительство пытается газетчиков отстоять: "Мы пытаемся доказать, что торговля печатными изданиями не представляет собой угрозу безопасности пассажиров метрополитена, - комментирует ситуацию пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой. - Юрий Лужков дал распоряжение департаменту потребрынка и департаменту транспорта (именно им поручена подготовка окончательного текста постановления) разобраться в ситуации и ни в коем случае не поставить СМИ в невыгодное экономическое положение. Но пока МВД настаивает на своем". Как будут продавать газеты в метро после 1 июня: в одном газетном автомате "умещается" всего шесть наименований изданий, а на обычном лотке их обычно от 100 до 200. 1 лоток продает ежедневно около 4-5 тыс. экземпляров печатной продукции. Сейчас в московском метро стоит около 75 газетных автоматов, через них частично распространяются "АиФ", "Комсомолка" и "Мир новостей". Монополистом на установку газетных автоматов является издательский дом "Пушкинская площадь". Установка одной такой машины обходится в 2800 долларов, и производят их только в Малоярославце. Кроме того, максимальное количество экземпляров газеты, умещающееся в ячейке, - 80 экземпляров. |