18.05.2004  Москва: москвичи покупают от безысходности

   В настоящее время большинство москвичей делают покупки в розничных сетях, где им не нравится обслуживание и ассортимент товаров, но которые находятся рядом с их домом или работой. Среди них такие столичные ритейлеры, как «Пятерочка», «Рамстор», «Копейка», «Седьмой континент». Такой результат показал опрос, проведенный группой компаний Imageland по заказу RBC daily. В нем приняли участие 300 жителей Москвы с различным уровнем доходов. По результатам опроса, 49% респондентов ориентируются при выборе торговой сети на ее удобное расположение, а 32% – обращают внимание на стоимость продуктовых товаров. При этом совсем небольшая часть москвичей – только 16% – предпочитают отовариваться только там, где, по их мнению, продают качественные продукты. По мнению экспертов, такая ситуация связана с тем, что в столице пока не хватает объектов цивилизованной розничной торговли.
   По данным Госкомстата РФ, в Москве оборот розничной торговли по итогам 2003 года составил 1 трлн 179 млрд рублей. При этом доля торговых розничных сетей в этом обороте составляет только 30%. Согласно аналитическому отчету РБК «Розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров в России», среди форматов торговых сетей, представленных в Москве, около 53% приходится на супермаркеты, 27% – на дискаунтеры, 10% – на гипермаркеты, 8% – на cash&сarry, 2% – на convenient store (небольшие, часто круглосуточные магазины у дома). Крупнейшими игроками организованного московского розничного рынка являются такие торговые сети, как питерская «Пятерочка», немецкая Metro, турецкий «Рамстор», московские «Перекресток», «Седьмой континент» и «Копейка», а также французский Auchan. Наиболее широкий ассортимент продукции представлен в сетях Marktkaut – 60 тысяч наименований товаров, «Рамстор», Auchan, МосМарт – 40 тысяч, «Перекресток» – 30 тысяч.
   Согласно опросу, проведенному группой компаний Imageland по заказу RBC daily, самыми популярными сетями у жителей столицы являются «Пятерочка» (91% из трехсот опрошенных респондентов), «Рамстор» (82%), «Копейка» (83%), а также «Перекресток» и «Седьмой континент» (по 81%). Это неудивительно, поскольку вышеперечисленные сети лидируют по количеству магазинов в Москве. При этом характерно, что существенная доля покупателей недовольна ассортиментом и обслуживанием в торговом зале и кассе в некоторых из этих универсамов. Так, 12% опрошенных «не нравятся» «Пятерочка» и «Седьмой континент», 10% – «Рамстор» и «Копейка». Также покупатели выразили свое «фи» в адрес французского Auchan. Тем не менее москвичи продолжают отовариваться в магазинах именно этих ритейлеров. Основным параметром при выборе торговой сети они называют удобное расположение магазина относительно дома или офиса. В ходе опроса выяснилось, что данный фактор перевешивает такие важные моменты, как цена и качество. Так, всего 16% респондентов ходят только в те магазины, где, по их мнению, продают качественные товары.
   Согласно опросу, только 31% москвичей поменяли свои предпочтения и начали покупать продукты у других сетей, между тем 69% продолжают мириться со всеми негативными сторонами работы ритейлеров из-за их близкого расположения к дому. По мнению экспертов, это является одной из причин, почему все усилия ритейлеров переманить к себе часть «чужой» аудитории тщетны. Если рядом с домом находится дискаунтер «Пятерочка», в котором Московская торгинспекция время от времени находит некондиционный товар, потребитель вряд ли станет ездить в лучший супермаркет за продуктами. «Продукты так называемого повседневного пользования везде одинаковые, и на другой конец города за ними каждый день никто ездить не будет, кроме, возможно, выходных», – говорит эксперт РБК Валентин Крохин. В связи с этим участники рекламного рынка уже не раз отмечали, что широкомасштабная имиджевая реклама торговых сетей, в том числе и телевизионная, крайне неэффективна (такой рекламой занимается, в частности, компания «Патэрсон»). Этот факт подтверждают и результаты опроса. Лишь 16% опрошенных респондентов «стараются следить за рекламой торговых сетей», 43% – делают это «от случая к случаю», а 41% вообще «неинтересна их реклама». Для расширения своей аудитории, считают эксперты, ритейлерам необходимо более активно продвигать программы лояльности, поскольку большая часть жителей столицы обращают внимание исключительно на предоставляемые магазином скидки и промоакции на местах продаж.
   Вывод: при вроде бы кажущемся многообразии сетевых магазинов в столице их количество явно недостаточно для создания конкурентноспособной среды. Ритейлеры используют эту ситуацию и особенно не стараются «работать на покупателя». Обнадеживает лишь то, что с каждым годом число сетевых магазинов будет увеличиваться, у покупателей появится выбор, и торговым сетям придется приложить немало усилий для того, чтобы сохранить имеющуюся у них аудиторию. «Доля торговых сетей в обороте розничной торговли Москвы к 2008 году увеличится до 70%, – говорит Валентин Крохин. – При этом в развитых странах торговыми сетями охвачено почти все рыночное пространство (96%), поделенное почти поровну между сетями дискаунтеров, сетями супермаркетов и сетями гипермаркетов». По словам эксперта, дальнейший бурный рост сетей в столице продлится еще несколько лет и прекратится тогда, когда они смогут контролировать около половины всей розничной торговли.