13.05.2004  В импортозамещении главная задача правительства – создание благоприятных условий для каждого специфического вида деятельности

   В среду прошло заседание «круглого стола» на тему «Импортозамещающая политика и увеличение конкурентоспособности экономики России», организованного Комиссией по поддержке и развитию отечественного товаропроизводителя «Деловой России» и информационным агентством «Росбалт».
   Открывая заседание, сопредседатель «Деловой России» Борис Титов отметил, что начав серию круглых столов и обсудив такие темы как долгосрочное кредитование и IPO, было решено обсудить одну из важнейших проблем, которую видят предприниматели и которая стоит на пути развития малого и среднего бизнеса. Это проблема инвестиционной политики государства, и сегодня «недостаток инвестиционных средств в стране не позволяет проводить массу проектов, которые есть у среднего и малого бизнеса, которые эффективны, принесут результат и будут содействовать экономическому росту и росту ВВП». Как считает Б. Титов, государство должно занять несколько другую позицию. Прежде всего, по его словам, нужно изменить принципы экономической политики – перейти от политики стабилизации, концентрации ресурсов, резервирования к реализации программ, поддерживающих инвестиционную активность. Одной из таких программ и является программа поддержки импортозамещающих проектов.
   В выступлении Юрия Никонова, председателя Комиссии по поддержке и развитию отечественного товаропроизводителя и члена президиума «Деловой России», были освещены основные аспекты увеличения конкурентоспособности российского производства.
   По его словам, производство импортозамещающей продукции базируется на восьми направлениях: стоимости используемого оборудования, энергоресурсов, сырья и материалов, рабочей силы, разработки нового товара, финансовых ресурсов, а также на уровне развития менеджмента на предприятии и благоприятном предпринимательском климате.
   В России на сегодня, по словам Ю.Никонова, станкостроение во многих отраслях вообще исчезло, и актуально ввозить в страну современные станки, покупая вместе с оборудованием еще и технологию производства товара. Но здесь весьма существенна проблема, когда при ввозе станка из-за границы предприниматель дополнительно к его стоимости уплачивает 5% пошлины и 20% НДС, и таким образом стоимость оборудования становится на 26% выше, чем для зарубежных бизнесменов. Как считает Ю.Никонов, необходимо отменить таможенные пошлины и НДС на ввозимое высокотехнологичное оборудование стоимостью свыше 100 тыс. долл., не производящееся в России.
   В отношении энергоресурсов, по его мнению, государство должно стараться максимально сдержать рост цен на энергоресурсы, и удерживать свои внутренние цены, создавая благоприятные условия для роста производства.
   В себестоимости товара сырье и материалы – это 30-40%. Сегодня российские производители столкнулись с тем, сказал Ю. Никонов, что производители материалов, несмотря на низкие цены на энергоресурсы и рабочую силу, стали резко увеличивать цены, доводя рентабельность до 100% и более (что происходит, например, с ценами на металл). Путей выхода из такого положения, считает Ю. Никонов, три. Первый - попробовать договориться с производителями материалов, государство может производителей заставить держать низкие цены ( но в рыночной экономике это малоэффективно). Второй – увеличивать конкуренцию среди производителей материалов, создавая новые производства, принадлежащие другим собственникам. Этот путь предполагает создание благоприятного инвестиционного климата для российских и западных инвестиций и разработку государственных программ по предоставлению таможенных и налоговых льгот вновь строящимся предприятиям. Третий путь – это уменьшение таможенных пошлин и НДС на ввозимые материалы. Этот путь позволит быстро решить вопрос по ограничению роста цен на материалы, но менее выгоден для страны с точки зрения развития собственного производства.
   В отношении стоимости рабочей силы Ю. Никонов заметил, что в последнее десятилетие заметна тенденция по переносу производств в страны с дешевой рабочей силой. Для России, по его мнению, это интересный аспект: зарплата рабочего в Москве – 12 тыс. руб., в регионе – 5 тыс. руб. И вопрос о переходе производств из Москвы и других крупных городов в районные центры стал сегодня очень актуальным и соответствует современным европейским и мировым тенденциям.
   Что касается разработки нового товара, являющегося важнейшим аспектом увеличения конкурентоспособности, то, например, европейские страны принимают целевые программы в этом направлении. Как сказал Ю. Никонов, «Деловая Россия» предлагает создать государственную программу повышения квалификации дизайнеров и организовать курсы повышения их квалификации как в Москве, так и в каждом региональном центре.
   В плане обеспечения финансовыми ресурсами основной для предпринимателей, по словам Ю. Никонова, остается проблема высокой процентной ставки. Так, сейчас в России кредиты в банке можно получить под 20%, а в Европе предпринимателю предоставят долгосрочный кредит и под 4-5%.Эти проценты напрямую ложатся на себестоимость товара, поэтому крайне необходима последовательная политика государства по снижению процентной ставки.
   Грамотный менеджмент – важнейшая составляющая развития конкурентоспособных производств, но на сегодня в стране грамотных управленцев мало, считает Ю. Никонов. Поэтому нужны государственные программы обучения менеджеров, повышения квалификации управленческих кадров, финансируемые за счет государства.
   В отношении создания благоприятного предпринимательского климата Ю. Никонов заявил, что «над этим надо работать постоянно, чиновник должен любить предпринимателя, тогда бизнесу будет интересно на этой территории развиваться». По его словам, «Деловая Россия» предлагает всем главам крупных городов и регионов использовать площадку «Деловой России» для организации диалога предпринимателей и власти с целью привлечения бизнеса в регионы.
   Выступившие при обсуждении доклада участники круглого стола высказали несколько дополнений по предложенным позициям. В частности, отмечалась необходимость вмешательства государства в ценообразование и регулирование монополий на рынке энергоресурсов и материалов, скорейшего принятия закона о цивилизованном лоббировании, создания механизмов, способствующих инвестиционной привлекательности отраслей и регионов. Практически все выступавшие отмечали необходимость создания государственной программы подготовки кадров, как менеджеров, так и технических специалистов.
   Выступивший на круглом столе с докладом Артем Шадрин (Институт экономики переходного периода) отметил, что если посмотреть на среднесрочную программу правительства, то в ней отсутствует очень широкий перечень общепринятых мер поддержки конкурентоспособности, характерных для развитых стран. В комплексе этих мер налицо три вектора: функциональное направление, отраслевое и «территориальное».
   С точки зрения функционального направления мер государственной политики – это снижение административных барьеров, содействие экспорту, привлечение прямых инвестиций, развитие инновационной инфраструктуры, поддержка промышленного дизайна, консультационная поддержка малого и среднего бизнеса.
   Как считает А. Шадрин, целостная концепция снижения административных барьеров отсутствует. Фрагментарность принятых (и планируемых к реализации) мер, в т.ч. – нерешенность вопроса принудительного проведения в жизнь принятых решений и ограничения контрольных функций в отношении бизнеса со стороны МВД, полномочий контрольных органов по внесудебному приостановлению деятельности предприятий приводит к сохранению крайне высокого бремени непроизводственных издержек на малый и средний бизнес.
   Концепция развития промышленного экспорта утверждена, сказал А. Шадрин, однако перечень предусмотренных механизмов поддержки экспорта и круга потенциальных реципиентов крайне ограничен. Отсутствуют общепринятые в мировой практике меры содействия экспорту малых и средних предприятий, меры стимулирования экспорта услуг.
   Политика развития промышленного дизайна, а также политика продвижения национального брэнда «сделано в России» - не сформулированы и не проводятся. В плане консультационной поддержки малого и среднего бизнеса не практикуется софинансирование государством получения малыми и средними предприятиями консалтинговых услуг.
   В отраслевом направлении, считает А. Шадрин, наблюдается отсутствие формирования совместных планов действий государства и объединений предпринимателей в выработке целостной концепции и стимулирования развития отрасли. По его мнению, необходимо формирование института отраслевых «совместных планов действий» бизнеса и власти.
   Территориальное направление характеризуется тем, что, например, программа стимулирования развития промышленных кластеров в качестве цели на территориальном уровне практически не ставится. Агентства регионального (муниципального) развития созданы в крайне незначительном числе регионов и городов. В этом плане необходима разработка механизмов стимулирования региональных и муниципальных программ экономического развития, заключил А. Шадрин.
   На заседании круглого стола выступил глава экономического управления Администрации президента Виктор Данилов-Данильян. Он, в частности, отметил, что в импортозамещении главная задача правительства – не политика, связанная с пошлинами и т.д., а «политика благоприятных условий индивидуально для каждого специфического вида деятельности». Когда же у нас подходят унифицировано к налогообложению и другим видам деятельности, сказал В. Данилов-Данильян, то действительно некоторые отрасли начинают сильно страдать. По его мнению, промышленную политику в целом надо рассматривать по трем уровням – макроэкономическому, отраслевому и проектному. Макроэкономический уровень – это снижение налогов, стимулирование роста капитализации банков и т.д. Отраслевой уровень является более предметным – например, технические требования к предприятиям отдельных отраслей, определенные законом «О техническом регулировании». На этом уровне надо рассматривать и административные барьеры, в том числе сращивание бизнеса с местными властями, подавление конкуренции, сопротивление созданию альтернативных производств.
   По словам В. Данилова-Данильяна, в Администрации президента уже три года действует экономическая рабочая группа по взаимоотношениям бизнеса и органов государственной власти. Ее целью является в каждом виде деятельности определить барьеры, которые мешают развитию отрасли. Одним из результатов ее деятельности, например, стало составление на основе таможенной статистики и статистики Госкомстата списка из примерно 200 импортных товаров, которые завозятся в значительных масштабах и которые возможно производить в России. По вопросу организации производства этих товаров в России, по его мнению, должно быть налажено взаимодействие между бизнес-ассоциациями и Администрацией президента. В. Данилов-Данильян призвал предпринимателей обращаться в эту рабочую группу со своими предложениями и дополнять этот список.
   Он также сообщил, что каждый год государство сокращает внешний долг на несколько миллиардов долларов. На половину этой суммы, по его словам, можно было бы предоставлять государственные гарантии частному бизнесу для реализации импортозамещающих проектов. По его словам, частичные гарантии могли бы составить 25% от общей суммы импортозамещающего проекта. Государство также могло бы оказывать и организационную поддержку такого рода проектам.
   Завершая заседание круглого стола, Борис Титов отметил, что администрация президента предложила бизнесу "новый сценарий действий" по реализации импортозамещающих проектов. Он считает необходимым в рамках "Деловой России" создать банк импортозамещающих проектов и выработать требования к оформлению бизнес-планов этих проектов.