29.04.2004  «Ингосстрах» потерял титул лидера среди российских страховых компаний по сумме взносов по прямому страхованию

   В апреле страховая компания «Ингосстрах» опубликовала итоги своей деятельности в 2003 г. Из них следует, что страховая компания собрала 12,8 млрд руб. премии, что больше результатов 2002 г. на 40%. Однако весь рынок вырос на 44%, а его лидеры в несколько раз: страховая премия, собранная, например, «РЕСО-Гарантией», увеличилась почти вдвое – до 13,4 млрд руб., а «Росгосстрахом» – втрое (до 21,3 млрд руб.). В результате «Ингосстрах» потерял титул лидера среди российских страховых компаний по сумме взносов по прямому страхованию. В «Ингосстрахе» считают, что сравнивать данные Минфина и страховых компаний некорректно, а эксперты и участники рынка отмечают, что относительно низкие темпы роста «Ингосстраха» могут быть связаны с консерватизмом менеджмента, ориентированного на привлечение преимущественно корпоративных клиентов, а также со слабым участием в ОСАГО.
   ОСАО «Ингосстрах» – одна из крупнейших страховых компаний России. В 90-е гг. компания была лидером российского страхового рынка, как по активам, так и по собираемой премии. Основными владельцами «Ингосстраха» являются структуры, близкие к совладельцу «Русского алюминия» Олегу Дерипаске. Ему самому на момент прошлогоднего годового собрания (21 мая 2003 г.) принадлежало 10% акций страховой компании. Почти сразу после смены владельцев (до 2001 г. компания принадлежала предпринимателю Андрею Андрееву) «Ингосстрах» начал сдавать рыночные позиции. В 2002 г. страховая компания потеряла первое место по активам, уступив его Столичной страховой компании, а в прошлом году, по-видимому, «Ингосстрах» уступил лидерство и по сбору страховой премии «Росгосстраху».
   Из опубликованных на прошлой неделе итогов деятельности «Ингосстраха» в 2003 г. следует, что темпы роста бизнеса страховой компании в прошлом году были ниже среднерыночных. Суммарный объем страховой премии, начисленной в пользу «Ингосстраха» по прямым операциям, вырос на 40,1% и составил 12,8 млрд руб. По данным Минфина, весь страховой рынок в 2003 г. вырос на 44%. Объем премии «Ингосстраха», собранной по добровольному страхованию иному, чем страхование жизни, вырос на 25% – до 11,4 млрд руб. (весь рынок – 38,2%). В том числе страховая премия по личному страхованию (кроме страхования жизни) составила 1,3 млрд руб. (рост на 13%, рынок – 29,4%), по страхованию имущества – 8,5 млрд руб. (30,7% и 39,5%), по страхованию ответственности – 1,6 млрд руб. (7,3% и 5,1%). В компании RBC daily объяснили, что сравнивать показатели компании и данные Минфина не совсем корректно. «Больший прирост премии в данных Минфина частично произошел по причине перехода бухгалтерской отчетности от кассового метода к методу фиксирования начисленной премии, поэтому сравнение результатов 2003 г. с данными за 2002 г. не совсем корректно, – пояснили в аналитическом управлении «Ингосстраха». – Фактически рынок вырос несколько меньше, поэтому существующие расхождения не в пользу «Ингосстраха», скорее всего, связаны с этим».
   Впрочем, даже если отставание «Ингосстраха» от рынка фиктивно, отставание от других страховых компаний из первой десятки очевидно. По предварительным данным других компаний-лидеров, объем собранной ими премии вырос в 2003 г. в несколько раз. «РЕСО-Гарантия» увеличила сборы на 70,7% – до 13,4 млрд руб., «Росгосстрах» почти втрое – до 21,3 млрд руб. Ирина Рудых, ведущий эксперт рейтингового агентства «Эксперт РА», объясняет относительно низкие темпы роста «Ингосстраха» его ориентацией на корпоративных клиентов и физических лиц с доходами выше среднего. «У других лидеров больший прирост страховой премии в 2003 г. связан во многом с ОСАГО, – заявила г-жа Рудых RBC daily. – Получив полис ОСАГО в одной из компаний, клиента могут убедить застраховаться в ней и по другим видам страхования. «Ингосстрах» не очень активно пытался прийти в ОСАГО и ориентировался на клиентов с достатком». Игорь Иванов, заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии», считает, что в прошлом году бурно «росли те компании, у которых большая агентская сеть». «Мы за полгода продали 1 млн полисов по ОСАГО и сделали резкий рывок вперед, – заявил он RBC daily. – «Ингосстрах», напротив, очень мало участвует в ОСАГО, что, возможно, и сказывается на темпах роста сбора страховой премии».
   По-видимому, низкие темпы роста «Ингосстраха» связаны и с тем, что почти 75% всей премии компания собирает всего в четырех регионах: Москве, Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Иркутской области. В таком случае «Ингосстраху» будет очень сложно показывать темпы роста на уровне, например, «Росгосстраха», основную часть премии собирающего в регионах. «У того, что «Росгосстрах» растет быстрее рынка, две причины. Во-первых, начиная с 2000 г. региональные страховые рынки растут быстрее столичного (если в 2000 г. на Москву приходилось 70% всей страховой премии, то по итогам 2003 г. только 55%), а «Росгосстрах» – компания с самой широкой региональной сетью в стране, – заявил RBC daily Алексей Зубец, руководитель центра страховых исследований, информации и анализа «Росгосстраха». – Во-вторых, в прошлом году компания стала лидером рынка ОСАГО как раз благодаря сильным региональным позициям».
   По словам экспертов, еще одной причиной «отставания» «Ингосстраха» от других лидеров рынка может быть и консервативная политика страховой компании по ориентации на крупного клиента и пренебрежению рядовым страхователем (физическими лицами и субъектами малого и среднего бизнеса). Это подтверждается и тем, что «Ингосстрах» показал рост «выше рынка» только в сегменте добровольного страхования ответственности, где позиции компании были заложены еще во времена СССР и где ее клиентами является крупный бизнес. «Ингосстрах», по-видимому, придерживается достаточно консервативной политики по привлечению клиентов и ориентируется, как и прежде, на корпоративных клиентов и физических лиц с достатком выше среднего, – считает Ирина Рудых. – Ведь в расширении объемов деятельности есть свои риски: «Ингосстраху», наверное, потрясения ни к чему, а нужна стабильность». Впрочем, по словам одного из участников страхового рынка, пожелавшего остаться неназванным, в «Ингосстрахе» знают о своих проблемах и намерены их решать. «В ближайший год будет реформирована структура компании в сторону ее клиентоориентированности, – говорит собеседник RBC daily. – Вместо продуктового принципа и разделения на соответствующие подразделения (когда агент занимается только одним видом страхования) будет внедрен принцип комплексного страхования, когда клиенту будет предлагаться страхование сразу по нескольким программам».