29.04.2004  Ведущие международные зерновые трейдеры хотят покупать зерно напрямую у российских крестьян

   Вслед за швейцарским трейдером Glencore International о расширении своей деятельности в России заявила немецкая компания Alfred C. Toepfer International, крупнейшим акционером которой является одна из ведущих агрокорпораций мира – американская Archer Daniels Midland. Toepfer обратился в Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) за софинансированием оборотного капитала своей российской «дочки» – ООО «АСТЕХ». Привлеченные и собственные средства, как сообщается на сайте ЕБРР, будут направлены на приобретение зерна непосредственно у российских производителей, его транспортировку, хранение, частичную переработку, а также реализацию зерна и продуктов из него как внутри страны, так и за ее пределами. Российские участники рынка и эксперты считают, что приход иностранцев позволит скорее структурировать рынок зерна внутри страны, сделает его прозрачнее, но одновременно увеличит и конкуренцию.
   Alfred C. Toepfer International G.m.b.H (Гамбург, ФРГ) – один из крупнейших мировых трейдеров сельскохозяйственной продукции. Ежегодный оборот компании достигает 40 млн тонн зерна, масличных культур и кормов. С 2002 г. крупнейшим акционером Toepfer является американская агрокорпорация Archer Daniels Midland (AMD). Toepfer считается одним из крупнейших игроков зернового рынка Украины, в России компания представлена ООО «АСТЕХ», созданным на паритетных началах с ЗАО «Экспортхлеб».
   Два последних сельскохозяйственных года, в течение которых Россия экспортировала свыше 24 млн тонн зерна, не прошли бесследно для российского зернового рынка. Он стал привлекательным для инвестиций, и на работу в Россию потянулись ведущие мировые агротрейдеры. Вслед за компанией Glencore, которая в начале апреля объявила о намерении создать в России зерновую компанию и инвестировать в нее до 100 млн долл., о своем интересе к российскому рынку заявил крупный немецкий агротрейдер – Toepfer. Если до последнего времени иностранные трейдерские компании покупали зерно уже в портах у российских компаний-посредников, то теперь они намерены самостоятельно приобретать его у российских крестьян, хранить и даже перерабатывать.
   Как отмечается в материалах ЕБРР, к которому Toepfer обратилась за софинансированием увеличения своих операций в России, компания намерена предоставить 30 млн долл. своей российской «дочке» – компании «АСТЕХ» – на приобретение, хранение, транспортировку, а также переработку зерна, закупленного напрямую у российских крестьян. «Реализация проекта позволит повысить ликвидность российского сельского хозяйства, обладающего одними из лучших естественных условий в мире для выращивания зерна», – отмечается в материалах компании, представленных в ЕБРР.
   Игорь Павенский, эксперт института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), считает, что приход иностранных трейдеров за российским зерном указывает на то, что они поверили в потенциал России. «После двух рекордных лет по экспорту зерна стало понятно, что Россия может выйти на мировой рынок как один из крупнейших его игроков, поэтому иностранные трейдерские компании и активизировались», – заявил он RBC daily. «Поработали – понравилось, решили укрупнить свой бизнес в России, – объяснил действия иностранных конкурентов RBC daily генеральный директор зерновой компании «Разгуляй» Алексей Иванов. – Стратегически Россия будет экспортером зерна, пусть не каждый год и не на десятки миллионов тонн. Иностранные компании озаботились своим присутствием в странах происхождения зерна, чтобы стабилизировать свой торговый бизнес. Россия – один из основных производителей зерна наряду с Украиной и Казахстаном, где мировые торговые дома расширяют свое присутствие».
   По словам г-на Иванова, приход крупных западных компаний скажется на деятельности их российских конкурентов. «Безусловно, возможностей и опыта у них больше, чем у российских компаний, как с точки зрения объемов финансирования, так и с точки зрения его стоимости, – полагает Алексей Иванов. – Но у российских компаний меньше поправок на страновой риск, и ихэкспансияможет быть более агрессивной, чем у западных компаний. Определенная угроза для российских компаний, несомненно, есть, но как с ней бороться – это вопрос». Игорь Павенский из ИКАРа полагает, что «угроза» окажет тонизирующее действие на зерновой рынок, ускорит его структурирование. «Российским компаниям придется быстрее развиваться, модернизировать инфраструктуру рынка, а не просто сидеть на активах», – считает он.
   Toepfer также намерена принять активное участие в структурировании российского зернового рынка. В компании считают, что прямые закупки зерна у производителей иностранными трейдерами повысят его ликвидность и прозрачность, а внедрение системы складских закладных позволит привлечь средства на модернизацию складского хозяйства и развитие отрасли в целом. «Для них это [складские закладные] – инструмент получения финансирования, потому что, если компания получает с элеватора этот документ, то он является для банка основанием для предоставления денежных средств», – поясняет действие складских закладных Алексей Иванов. «Правда, для того чтобы этот механизм заработал, нужно принять соответствующий закон, который пока только обсуждается, – говорит Игорь Павенский. – Это один из механизмов, который сделает российский рынок более прозрачным и цивилизованным».