14.04.2004  Москва: условно-добровольные марки

   После трехлетнего перерыва правительство Москвы с мая собирается вернуться к практике маркировки лазерных дисков и видеокассет голографическими наклейками, что, по мнению столичных чиновников, поможет расправиться с пиратами. В отличие от идентификационных марок прошлых лет новые будут бесплатными для продавцов дисков и не повысят стоимость их товара - все расходы покроются из столичного бюджета. Чиновники говорят, что каждый продавец будет волен выбирать, клеить марки на диски или нет, но одновременно грозят дополнительными проверками тем из них, у кого марок не будет.
   Новые идентификационные марки с 15 апреля начнет выпускать ГУП "Информзащита". Это право закреплено за "Информзащитой" постановлением правительства Москвы от 3 февраля N 54-ПП "Об условиях присвоения идентификационных знаков на аудио-, видеопродукцию, компьютерные информационные носители в городе Москве". Чтобы покрыть расходы на изготовление марок в первом полугодии 2004 г., столичные власти выделили из бюджета 26,457 млн руб.
   По словам гендиректора "Информзащиты" Михаила Чупова, этих денег достаточно, чтобы промаркировать до 30 млн носителей, - себестоимость одной марки составляет 44 коп. "Мы проводили оценку столичного рынка аудио- и видеопродукции, общались с его игроками. 30 млн марок хватит на полгода с большим запасом", - уверяет он.
   Чупов полагает, что с помощью марок московские власти сумеют навести порядок среди продавцов дисков на рынках и в метрополитене. В 2003 г. в Москве была полностью запрещена торговля дисками с лотков, но в крытых торговых точках ситуация с пиратством не изменилась. "Администрация рынков говорит нам, что они не могут отличить легальную продукцию от нелегальной. А мы предоставим им инструмент для различия", - говорит он.
   Директор Национальной федерации производителей фонограмм (НФПФ) Алексей Угринович считает, что столичные марки могут стать прообразом всероссийских идентификационных марок, о необходимости внедрения которых не раз говорили федеральные власти. Скорее всего, федеральные марки появятся до конца нынешнего года.
   "Московские марки вводятся в порядке эксперимента, потому что введение федеральной марки постоянно откладывается", - говорит он. Хотя маркировка дисков объявлена добровольным делом, Угринович считает, что все розничные продавцы должны будут требовать наносить марки на диски у своих дистрибьюторов, а те - у правообладателей.
   Неподчинившимся придется несладко. Как сообщил источник в столичной администрации, "отсутствие идентификационной марки на упаковке будет служить поводом для дополнительной проверки качества продукции и принятия мер со стороны правоохранительных и контролирующих органов".
   Такой добровольно-принудительный порядок маркировки вызвал противоречивые отклики на рынке. Угринович из НФПФ его горячо поддерживает. "Если маркировка будет сопровождаться контролирующими мероприятиями, это принесет хорошие результаты", - убежден он. С ним согласен Вячеслав Добычин, гендиректор компании "БиЮАр - Видео", представляющей в России интересы ряда голливудских студий. "Вопрос только в том, насколько эффективен будет контроль за тем, чтобы марки не появлялись у пиратов", - добавляет он.
   А вот другие говорят, что у московских милиционеров нет полномочий для проверок "безмарочных" торговых точек. "Я не понимаю, какие санкции могут быть применены против тех, кто не захочет использовать добровольную маркировку", - говорит начальник управления средств массовых коммуникаций Минпечати Петр Поройков. Замдиректора Российской антипиратской организации Виктор Злотя указывает, что если маркировка останется добровольной, то работники милиции не смогут изымать продукцию без марок, оставаясь в рамках закона. А заместитель директора Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов Анна Лавринова опасается, что правообладатели физически не успеют наклеить все марки с 15 апреля до 1 мая на компьютерные диски, ведь тиражи популярных продуктов исчисляются десятками, а то и сотнями тысяч.
   Кроме того, Поройков считает, что использование марок только в московском регионе неправомерно. В 2001 г. МАП добился запрета на использование обязательной маркировки в Москве на основании того, что марки были платными и их использование, по сути, означало введение нового местного акциза. Сейчас этот момент обойден, но Поройков все равно считает, что даже бесплатная региональная маркировка противоречит Конституции, запрещающей устанавливать "таможенные барьеры" внутри страны. Он считает, что московское правительство должно было дождаться внедрения федеральной марки. До конца апреля Госдума планирует рассмотреть во втором чтении вопрос о внесении изменений в закон об авторских и смежных правах, которые позволят до 2005 г. детально проработать механизм маркировки по всей стране.