07.04.2004 Москва: заговор на АЗС Весна пришла - жди подорожания бензина. К этой народной примете все настолько привыкли, что как-то и в голову не приходит спросить: а почему, собственно? Нефти-то в стране - хоть залейся! А Московская топливная ассоциация опять предупреждает: в ближайшее время бензин в столице может подорожать в среднем на 60-70 копеек. И поясняет: во-первых, весной на НПЗ начинается плановая профилактика (уже встали на ремонт Ярославский и московский заводы, во второй декаде апреля закроется Хабаровский, в мае - Омский). Во-вторых, с открытием навигации открываются дополнительные пути для экспорта нефти и он, соответственно, растет. Но главное - розничные цены всегда идут за оптовыми, а они равняются на запредельно высокие мировые. Поэтому сегодня заводы отпускают нефть внутренним покупателям по 4000 рублей за тонну, хотя еще в декабре цена не превышала 3000. Единственный инструмент, с помощью которого государство может хоть как-то вмешаться в этот процесс - экспортные пошлины. Но их пересматривают слишком редко, чтобы оперативно корректировать рыночную конъюнктуру. Между тем, как утверждают эксперты Центра развития, конкуренция, которая, по идее, должна являться естественным регулятором цен, на российском нефтяном рынке крайне низка - вся страна фактически негласно поделена крупнейшими компаниями на "сферы влияния". А в такой ситуации динамику цен может определять элементарный картельный сговор. Чтобы этого не было, контролировать нефтедобывающие компании должны соответствующие государственные органы. Но у нас в стране, как известно, административная реформа - упраздненное МАП уже не работает, а новообразованная ФАС еще не работает и отслеживать ценовые кульбиты некому. Поэтому все стрелки переводятся на АЗС. А те, в свою очередь ссылаются на то, что у них растут расходы - на электроэнергию, на аренду земли (по словам представителей Московской топливной ассоциации, арендная плата в столице подорожала в разы). Правда, дальше логика в их рассуждениях начинает хромать. Владельцы московских АЗС жалуются, что у них падают продажи, поскольку, в отличие от других регионов, в столице очень жесткая конкуренция, и если раньше в день одна станция продавала порядка 30 кубометров бензина, то теперь в лучшем случае 10. И хотя дефицита топлива нет и не будет, цены все равно будут расти, так как работать "в ноль" никто не хочет. Получается, куда ни кинь - всюду клин: есть конкуренция, нет коннкуренции - расплачиваться все равно приходится потребителю. Круг замкнулся: высокие цены на топливо подстегивают инфляцию, а та, в свою очередь, провоцирует рост цен на бензин. Министры, как мантру, повторяют словосочетание "сезонный фактор" и погружаются в медитацию в надежде на откровение свыше, которое подскажет, как удвоить ВВП. А граждане прикидывают, как все это оплатить, если содержимое их кошельков никто удваивать не собирается. |