06.04.2004  Немецкий производитель плавленых сыров Hochland планирует увеличить свою долю на российском рынке, но эксперты считают, что эту нишу должны занять российские производители

   Немецкая компания Hochland инвестировала 35 млн евро в строительство сыродельного завода в поселке Раос Московской области – ООО «Хохланд Руссланд». Об этом сообщил журналистам 2 апреля глава российского офиса компании Ульрих Маршнер на официальной презентации завода. Собственное предприятие, начавшее работать в ноябре 2003 г., позволит расширить ассортимент компании на российском рынке, считает руководство Hochland. Ранее производство сыра было размещено на мощностях завода немецкой фирмы Ehrmann, который также расположен в подмосковном поселке Раос. В настоящее время Hochland занимает 12,5% российского рынка плавленых сыров и с запуском собственного производства планирует существенно увеличить эту долю. Однако, по мнению экспертов, нишу плавленых сыров в России должны занимать отечественные производители, поэтому необходимо ограничивать приход иностранных компаний на этот рынок.
   По данным исследовательской компании ACNielsen, розничные продажи плавленых сыров в городах России с населением от 10 тыс. жителей увеличились в 2003 г. по сравнению с 2002 г. на 16,6% в натуральном выражении и на 16% в стоимостном. «Застой» рынка наблюдается в крупнейших городах с населением свыше миллиона жителей, где, как правило, платежеспособность выше и покупатели могут позволить себе покупать более качественный твердый сыр. Там продажи за год сократились на 3% в натуральном выражении и не растут в стоимостном. На долю городов-миллионников приходится 38% от всего объема продаж плавленого сыра в физическом выражении и 43% в стоимостном. А в городах с меньшим населением в прошлом году динамика была положительной – от 19% до 48% роста продаж по объему и стоимости. При этом, по данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), производство плавленых сыров увеличилось за счет начала работы на российском рынке западных игроков. Среди них такие крупные игроки, как финская компания Valio, французская Lactalis (марка President), а также немецкая Hochland. В то же время на рынке присутствуют и крупные российские производители, такие как Воронежский завод сыров (марка «Янтарь») и московский «Карат».
   По мнению экспертов, нишу плавленых сыров на российском рынке должны занимать именно отечественные производители, так как с технологической точки зрения, в отличие, например, от твердых сыров, у иностранцев особых преимуществ нет. «Для того чтобы произвести плавленый сыр, не нужно свежее молоко, как, например, в производстве твердых сыров, здесь используются сухие белковые продукты или сыворотка, – сообщила эксперт ИКАР Татьяна Рыбалова. – В результате получается просто жирный продукт по приемлемой цене. Поэтому он популярен у населения с невысокими доходами». База для производства сыра такого качества у российских предприятий имеется, пояснила она. По мнению эксперта, производство плавленых сыров – это продолжение цепочки йогуртов длительного хранения, таких как «Фругурт» и другие. «Это мертвый продукт, в нем нет живых полезных для потребителя бактерий, – продолжает г-жа Рыбалова. – Поэтому мы ратуем за производство и потребление твердых сыров, которые полезнее и предпочтительнее в питании». С другой стороны, заниматься пресловутыми сырками весьма выгодно. «За счет фактической экономии на качестве этот бизнес является высокорентабельным», – говорит эксперт.
   Неудивительно, что российские производители, которым сложно конкурировать с крупными европейскими компаниями, чье производство еще вдобавок и субсидируется, лоббируют повышение импортных пошлин или квотирования. В прошлом месяце глава департамента регулирования агропромышленного комплекса министерства Елена Масленникова сообщила на конференции «Агропромышленный комплекс» о том, что в настоящее время МЭРТ ведет консультации с представителями Минсельхоза и Молочного союза по вопросу выработки новых мер регулирования импорта сыров в Россию. В настоящее время импортная пошлина на сыры составляет 15%, что, по мнению экспертов ИКАР, недостаточно для развития этого сегмента.