26.03.2004 Российские туроператоры потеряли $400 тыс. В среду вечером на приеме, приуроченном к открытию туристической выставки MITT, посол Франции в России Жан Каде извинился перед представителями российских турфирм за произошедшую накануне минувших выходных задержку с оформлением виз для 2 тыс. россиян. Одновременно французское посольство распространило сообщение о том, что все поданные турфирмами заявки рассмотрены. В российских турфирмах эта информация восторга не вызвала: потери туристических компаний за время визового кризиса составили около $400 тыс., сообщает "КоммерсантЪ-Daily". Выступая перед пришедшими во французское посольство представителями турфирм и СМИ, Жан Каде объяснил произошедшее техническими проблемами. По его словам выходило, что во всем виновато оборудование. Уточнять, какие именно технические неполадки консульству пришлось устранять почти пять дней, Жан Каде не стал. В заключение он отметил, что Франция придает большое значение российскому туристическому рынку. Сами участники этого рынка действиями консульства возмущены. "Я удивляюсь, что консул до сих пор еще сидит на своем месте, а не ушел в отставку. Только в силу децентрализованности нашей отрасли остались безнаказанными работники консульства, виновные в срыве графика оформления виз",– негодует председатель совета директоров сети турагентств "Магазин горящих путевок" Андрей Озолинь. Такое недовольство российских турфирм вполне объяснимо. По оценкам господина Озолиня, потери турфирм из-за необходимости оплачивать дополнительные дни пребывания туристов в отелях, переносить чартерные рейсы и других форсмажорных расходов, по экспертным оценкам, составили в среднем по $250-300 на человека. В отдельных случаях потери турфирм были значительно выше. "У нас в этих событиях пострадали самые дорогие клиенты: четыре человека, купившие туры по $5 тыс.",– рассказал первый заместитель гендиректора компании "Инна-тур" Дмитрий Горин. В целом туроператоры потеряли около $400 тыс. По прогнозам турфирм, сбой с выдачей виз может негативно сказаться на турпотоке во Францию. "Раньше мы страховали от невыезда туристов на двух-трех проблемных направлениях: в Англию, США. Теперь в этот список попала еще и популярная Франция, что приведет пусть и к незначительному, но удорожанию путевок",– отмечает господин Горин. Впрочем, с этим согласны не все участники рынка. "Если провести опрос, то выяснится, что 95% людей вообще не слышали об этой проблеме,– говорит глава московского офиса турфирмы "Нева" Алексей Каширский.– А пока человека это не коснется, он этого не замечает, так что вряд ли события во французском консульстве отразятся на турпотоке во Францию". Однако, в таких случаях наиболее уязвимы компании, специализирующиеся на автобусном туризме, указывает RBC Daily. Сложности с получением виз могут отпугнуть от покупки путевок туристов из регионов, вследствие чего спрос с их стороны может сократиться в 2–3 раза. Учитывая общий объем рынка автобусного туризма (он составляет около 80–100 тысяч человек в год), подобные случаи не могут не вызывать опасения у его участников. Рынок автобусного туризма до недавнего времени был одним из самых доступных видов путешествия за границу. По мнению экспертов Российского Союза туриндустрии, для многих россиян они – единственная возможность посмотреть Европу. Кроме того, автобусные поездки за рубеж востребованы и во время детских школьных каникул, особенно весной и осенью. Пик спроса на автобусные туры приходится на март-апрель и сентябрь-октябрь. Как видно, он "задевает" школьные каникулы, причем чаще всего детские группы обязательно посещают французский "Диснейленд". В этот раз им пришлось обойтись без него. Примечательно, что отказ в выдаче виз – это не единственная за последние три месяца неурядица с консульством Франции. Так, в январе этого года было объявлено об изменении порядка оформления приглашений в эту страну: их могла предоставлять только французская принимающая фирма. Эту проблему удалось решить довольно быстро. Однако в начале марта последовала новая директива: консульство объявило, что будет принимать документы на визы только при личной явке заявителей. Больше всего в этой ситуации страдают туристы из регионов, которые попросту не в состоянии ездить из родного города в Москву и обратно по несколько раз. Дело в том, что именно они чаще всего приобретают недорогие туры. Нетрудно догадаться: если проблемы с получением виз будут продолжаться, спрос на подобные поездки в регионах может резко упасть. А с учетом того, что компании, специализирующиеся на автобусных поездках, практически все перешли на расчеты в евро, путешествие с такими затруднениями части клиентов может оказаться не по карману. "Уже довольно давно туркомпании, занимающиеся автобусными турами, работают в евро, – сказал генеральный директор компании "Кругозор" Сергей Домени. – Дело в том, что основная часть затрат – европейская, и рассчитывать поездку в этой валюте выгоднее". После того, как туры начали рассчитываться в евро, цены на них возросли на 20%. Проблемы с дорогим евро и «директивами» французского посольства вместе могут нанести серьезный удар по рынку автобусного туризма. Дело в том, что Франция считается одним из ключевых направлений в этом сегменте рынка. Как рассказал Роман Руденко, в прошлом году 50 тысяч виз в страну бордо и сыра были выданы именно туристам-"автобусникам". Напомним, что это половина всей емкости рынка автобусных туров. "Последние события, развернувшиеся вокруг посольства Франции, могут в большой мере повлиять на спрос на автобусные туры, – сказал Роман Руденко. – Для туристов из регионов посещение Франции может попросту стать невозможным по техническим причинам. Аналогичная ситуация сейчас с турами в Лондон: из-за сложного механизма получения визы в Великобританию поездки туда немассовые. Нам не хотелось бы, чтобы поездки во Францию постигла та же судьба". |