26.03.2004 Россияне переключаются на морские круизы В среду в столице открывается международная туристическая выставка «Путешествия и туризм»/Mitt 2004. В этом году в ней примут участие рекордное количество компаний – 2,7 тыс. из более чем 110 стран. Устроители выставки на недавней пресс-конференции особо отмечали стремительное развитие российского туризма, об этом же свидетельствуют данные МЭРТ РФ, согласно которым туризм занимает уже 3% от потребительского рынка страны. При этом довольно примечателен тот факт, что наряду с обычным отдыхом в стране все большим спросом пользуется элитный туризм. По мнению участников рынка, однажды выбрав комфорт и обслуживание высокого класса, покупатели VIP-путевок уже не снижают планку своих требований. Это особенно заметно в сегменте морских круизов: подавляющее большинство их покупателей в течение трех лет снова отправляются в путешествие на океанских лайнерах. По мнению участников рынка, сейчас складывается наиболее благоприятная ситуация для развития рынка элитного туризма. За прошедшие несколько лет большинство россиян, проводящих отпуск за границей, уже пресытились традиционными пляжными курортами, вроде Турции и Испании, и стараются разнообразить свой отдых необычными маршрутами. «Доля люксового туризма на российском рынке пока невелика – она не превышает 5%, – сказал генеральный директор компании MITS Валерий Шагин. – Но этот вид отдыха востребован: дело в том, что люди привыкают к определенному уровню сервиса и уже не могут снизить планку своих требований. Срабатывает и фактор престижности: часто человек, переходя на элитный туризм, хочет отдыхать не хуже своих друзей и знакомых». Как рассказал г-н Шагин, зимой поклонники люксового туризма, как правило, выбирают престижные горнолыжные курорты, а летом предпочитают отдых на виллах и яхтах. За примерами ходить далеко не надо: в этом году только в одном французском Куршевеле побывала практически вся бизнес-элита России, не считая «творческих кадров» – известных телеведущих, артистов и даже скандально известного Сергея Шнурова. А предстоящим летом, скорее всего, их же можно будет увидеть на средиземноморском побережье Франции – это и престижно, и дает возможность показать, чего стоит твой капитал. Наиболее динамично в последнее время развивается сегмент морских круизов. Емкость этого рынка, по оценкам специалистов, составляет около 10 тыс. человек, и в ближайшее время может существенно увеличиться. Лидером продаж этого направления в России считается компания Breeze Line («Круизы от Бриза»). Она занимает около 60% сегмента морских круизов и выступает официальным интернациональным представителем компании Princess Cruises, входящей в американский концерн Carnival Cruise Lines. «Рынок морских круизов в России развивается очень динамично. Если в середине 90-х годов круизы проводились на кораблях флота бывшего СССР, то сейчас спрос сконцентрировался в более высоком ценовом и качественном сегменте. А точнее – на круизах на иностранных лайнерах, – сказал генеральный менеджер компании Breeze Line Максим Радионовский. – Своим клиентам мы предлагаем туры на кораблях класса «премиум» компании Princess Cruises. Это 14 кораблей, большинство из которых относятся к категории пять «звезд». Кроме того, за последние три года Princess Cruises спустила на воду три новых корабля (водоизмещение более 100 тыс. тонн). Один из них –Star Princess – станет совершать круизы по Европе. Он будет самым большим и комфортабельным из пятизвездных лайнеров в Средиземноморье в 2004 году». Как считает г-н Радионовский, особенность круизов заключается в том, что они позволяют совместить сразу несколько требований взыскательных клиентов: совершить оригинальную поездку в комфортабельных условиях и с насыщенной познавательной программой. «Как известно, большинство круизных компаний – американские, и, соответственно, они рассчитаны на американских туристов, интересующихся прежде всего насыщенными программами, – говорит представитель Breeze Line.– Это отвечает требованиям и российских туристов. Таким образом, в течение одного путешествия люди могут увидеть несколько стран, самые известные достопримечательности. При этом у них всегда есть выбор: ехать ли на экскурсии, осматривать города или музеи по своей программе или остаться на корабле, где к их услугам всевозможные развлекательные мероприятия – от казино до театров и бродвейских шоу». В марте Ассоциация морских путешествий Cruise Lines International Association (CLIA) опубликовала доклад, в котором заявила, что рынок морских круизов начинает выходить из кризиса, вызванного событиями 11 сентября 2001 года. По данным CLIA, в прошлом году число людей, выбравших этот вид отдыха, выросло на 10,2% – до 9,5 млн человек. А к 2010 году этот показатель, по прогнозам, увеличится до 17 млн. Характерно, что при известной дороговизне такого отдыха (например, стоимость одного дня в 13-дневном круизе по Средиземноморью на Star Princess – не менее 100 долларов, а общая стоимость тура будет не менее 1,5 тыс. долларов) путешественники бесплатно пользуются всеми услугами на лайнере. Да и сами цены круизов различны и зависят от уровня круизной компании. Экономичные круизы – от 700 долларов за неделю, круизы люкс – от 250 до 5000 долларов в день. Эксперты считают, что растущий спрос на люксовый отдых должен сказаться и на росте популярности морских круизов. «В принципе сейчас благоприятная ситуация, и сегмент элитного туризма находится на подъеме, – говорит Валерий Шагин. – Все чаще люди стремятся к комфортному, престижному отдыху». Эта тенденция, как считают участники рынка, приведет к тому, что в ближайшие месяцы многие российские туристы захотят сменить имидж своего отдыха и выбрать качественно другой туристический продукт. По словам Максима Радионовского, ежегодно в морские круизы отправляются 200 тыс. испанцев, 1 млн англичан и 5 млн американцев. Подобные показатели пока недостижимы для России, однако тот факт, что подавляющее число побывавших в круизе снова выбирают этот вид отдыха, говорит о многом. «У нас довольно большое количество повторных клиентов, – говорит г-н Радионовский. – Более 80% наших туристов в течение трех лет вновь отправляются в круизы». Подобные показатели, по его словам, свидетельствуют о том, что в ближайшее время сегмент морских круизов сделает существенный рывок и, как надеется Максим Радионовский, за счет новых клиентов станет расширяться не менее чем на 30–50% в год. |