24.03.2004  Россияне стали тратить меньше денег на зарубежные поездки

   В 2003 г. россияне стали экономнее расходовать деньги за границей. Несмотря на рост доходов, российские туристы почти не увеличили ни количество зарубежных поездок, ни долю средств, которые на них расходуются. Впрочем, туроператоры довольны и этим, ведь европейцы тратят на туризм еще меньше россиян.
   "Обычно считается, что, когда граждане богатеют, они меньше тратят на продукты и товары длительного пользования, а больше на услуги, включая туристические, а в 2003 г. доля туристических расходов [наоборот] сократилась", - удивляется Наталья Акиндинова из Центра развития.
   Впрочем, жители европейских стран оставляют за рубежом еще меньшую долю своих доходов, чем россияне, говорит Игорь Поляков из Центра макроэкономического анализа и прогнозирования. "Для нас иностранный туризм пока очень привлекателен благодаря высокому, подчас эксклюзивному качеству услуг [которые невозможно получить в России]", - говорит Поляков. Снижение доли средств, потраченных на туризм, он объясняет тем, что ГТК и ЦБ включают в оценку трат за границей покупку товаров челноками. До лета 2002 г., когда были введены запретительные пошлины на подержанные автомобили, на эти цели, по оценке Полякова, ежегодно тратилось $2 - 2,5 млрд.
   Однако с учетом курсовых разниц в прошлом году российские туристы потратили за границей еще меньше денег, чем показывает статистика. В январе - сентябре 2002 г. евро в среднем стоил $0,93, а год спустя - уже $1,11, при этом, по данным ЦБ, в странах Европы россияне оставили 38,1% израсходованных за границей денег. Туристические компании отреагировали на рост евро массовым демпингом, что также снизило итоговые показатели заграничных расходов россиян. "У всех на памяти случай, когда туры в Египет на неделю предлагались по $69", - напоминает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. Впрочем, по ее словам, "человек мог удавиться за доллар, заказывая тур, а потом приехать в страну и легко прогулять в барах $1000".
   В следующем году, по прогнозу туроператоров, количество выезжающих за границу останется примерно на том же уровне, что и в 2003 г., но обороты рынка будут расти за счет более дорогих и качественных услуг. "В новом сезоне цена перестанет играть определяющую роль для туристов, они будут больше обращать внимания на качество", - говорит замгендиректора компании "Натали-турс" Татьяна Чувилкина. Спрос смещается в сторону более дорогих туров, соглашается генеральный представитель компании "Тез-тур" Александр Синигибский. Впрочем, когда люди посещают то или иное место не в первый раз, они меньше тратят на экскурсии, отмечает он. В любом случае россияне пока радуют иностранные фирмы и туроператоров. "Наши - это не немцы, которые весь день с одной бутылкой пива сидят, - говорит Чувилкина. - Когда приезжают русские туристы, в барах кончается спиртное, поэтому русских в Испании очень любят".