24.03.2004  Чтобы завоевать рынок, производителям красок придется заняться разработкой более качественного и в то же время дешевого продукта

   Мировой спрос на лакокрасочные покрытия согласно прогнозу американской консультационной компании Freedonia Group в период до 2005 года в количественном выражении будет расти в среднем на 3,7% в год и достигнет 28,3 миллиона тонн. Надо отметить, что в настоящее время мировые продажи лаков и красок составляют 64 миллиарда долларов в год. В отрасли занято 12 тысяч компаний, но лидируют на рынке 11, на долю которых приходится около 43% всех продаж. Годовые доходы каждой из них приближаются к 1 миллиарду долларов.
   Что касается российского рынка лакокрасочных изделий, то он характеризуется высокой степенью консерватизма. Структура производства и потребления не столь значительно изменилась с советских времен, если, конечно, не учитывать импорт. До сих пор используются краски, разработанные 40-50 лет назад, в том числе низкокачественные масляные краски, которые составляют почти 6% потребления.
   Производство лакокрасочных материалов в СССР в 1990 году достигало 2,5-2,6 миллиона тонн. С 1990 по 1997 годы производство лаков и красок в России сократилось до 700 тысяч тонн. В то же время объем импорта вырос с 34,2 тысячи тонн в 1993 году до 166,2 тысячи тонн в 1997 году. Изменить ситуацию помог кризис 1998 года, в результате которого впервые за последние годы стали расти объемы отечественного производства и сокращаться импортные поставки. Россияне, успевшие потерять до 40% своего рынка, сполна взяли реванш. Уже в 2002 году объем отечественной продукции достиг 800 тысяч тонн, что составило в денежном выражении 1,7-2 миллиарда долларов.
   В 2003 году рынок лакокрасочных материалов в России не претерпел существенных изменений. Наблюдалось медленное сокращение - на 2-3% отечественного производства. Медленно увеличивался импорт по сравнению с 2002 годом - всего на 2-4% и составил почти 150 тысяч тонн. В настоящее время доля импорта в общем объеме потребления составляет 27%. Кроме того, российские производители нарастили экспорт примерно до 60 тысяч тонн, который в основном приходится на страны СНГ. В целом конечное потребление лаков и красок составило в 2003 году около 570 тысяч тонн или 750 миллионов долларов в денежном выражении.
   Российский рынок весьма неупорядоченный. Наблюдается ярко выраженная неравномерность потребления, к примеру, Москва и Московская область потребляют около 30% всей декоративной краски, причем наиболее дорогих марок. В целом по качеству можно выделить три основные ниши - это дешевая краска, не удовлетворяющая даже старым ГОСТам, краска среднего качества, выпущенная с соблюдением старых технологий и качественная краска, представленная в основном импортом. Дешевая краска потребляется в основном в регионах, а производится, как правило, на небольших предприятиях, которые достаточно в больших количествах образовались в постсоветское время. Кстати, этот сектор характеризуется невысокой нормой прибыли из-за большого количества производителей и занимает в настоящее время около 30% рынка в тоннаже и 20% в денежном выражении.
   Эксперты прогнозируют, что в дальнейшем рынок некачественных красок будет сокращаться из-за повышения уровня жизни в России, формирования брендов и разработки более качественных, но дешевых рецептур красок. Судя по всему, российские заводы со своими старыми рецептурами будут еще долго играть существенную роль на рынке краски, особенно в промышленности. Правда, эксперты прогнозируют постепенное вытеснение их импортными красками.
   Наиболее бурно в России развивается в последние годы сектор качественных красок, который в основном представлен импортом. В прошлом году импорт более-менее стабилизировался, поскольку потребление качественных красок достигло определенной точки насыщения. Сегодня цена таких красок в два-три раза выше стоимости отечественных аналогов. Впрочем, удешевить поставляемые на российский рынок краски импортеры могут либо за счет строительства в России собственных заводов, либо за счет совместных проектов с российскими производителями, что они и делают. Лакокрасочная отрасль считается одной из самых привлекательных для инвестиций не только иностранного, но и российского капитала. Но если западные производители предпочитают строить предприятия с нуля, то российские инвесторы вкладывают средства в старые ЛКЗ.
   Между тем специалисты прогнозируют, что за 3-4 года рынок лакокрасочных материалов вырастет на 20-40%. А упорядочение его произойдет за счет консолидации российских производителей и формирования стабильных брендов. Сейчас, по различным прогнозам экспертов, в России насчитывается около 600 производителей. В основном это мелкие заводы с объемом производства до 5 тысяч тонн, выпускающие дешевую продукцию низкого качества и продвигающие ее на локальных рынках. Есть и 11 крупных заводов, которые в советское время были флагманами отрасли и на долю которых приходилось 60% общего производства российских красок.
   В ближайшие же годы, по прогнозам экспертов, число производителей лаков и красок должно сократиться в десятки раз. Видимо, это будут предприятия, которые уже сейчас проводят наиболее активную и грамотную политику как по завоеванию рынка, так и по модернизации своего производства и соответственно показывающие положительную динамику роста.