23.03.2004 Республика Башкортостан: METRO Cash & Carry цивилизует торговлю в Башкирии Немецкая компания METRO Cash & Carry планирует в этом году продолжить экспансию в российские регионы – она вложит в строительство многофункционального торгового комплекса в Уфе 20 млн евро. Комплекс будет рассчитан на обслуживание профессиональных клиентов – торговых компаний и предприятий общественного питания. Его строительство, по прогнозам специалистов, после завершения проектных работ займет около полугода. Местные власти, судя по всему, намерены всячески способствовать приходу немецкой мелкооптовой компании на башкирский рынок, поскольку они уже давно озабочены созданием современной оптовой товаропроводящей сети в регионе и превращением Башкирии в межрегиональный оптовый центр. Несмотря на то, что в республике в свое время была принята программа развития торговой отрасли на 1999-2004 годы, там по-прежнему доминирует стихийная розничная и мелкооптовая торговля. По данным Министерства внешнеэкономических связей и торговли Республики Башкортостан, в настоящее время оптовую торговлю в регионе осуществляют 8060 предприятий, однако из них только 4330 по основной деятельности являются оптовыми фирмами. При этом из них всего 6% приходится на средние и крупные по размеру компании. Местные власти считают, что уровень большинства местных торговцев не соответствует современным требованиям, предъявляемым к торговым компаниям. По большей части они обслуживают местные магазины и рынки, которые в Башкортостане в количественном отношении пока доминирует над организованной торговлей. Среди крупных столичных ритейлеров в Башкортостане работает один супермаркет «Патэрсон», открыто 9 магазинов «Пятерочки», работающей там по франчайзингу. Единственным местным конкурентом для них является розничная продуктовая сеть «Форвард». У этой компании в Уфе 5 дискаунтеров и 3 супермаркета. Интересно, что как раз на днях представители Министерства внешнеэкономических связей и торговли Башкортостана обсуждали с представителями местных торговых ассоциаций вопрос о создании межрегионального товарного оптового рынка. По мнению республиканского руководства, Башкирия как никто другой подходит для создания такой сети, поскольку она находится на пересечении железнодорожных магистралей, а также водных путей. Видимо, в связи с желанием организовать эффективную систему товародвижения руководство Башкирии привлекает на рынок таких крупных игроков, как немецкая METRO. «Немецкая компания могла бы удовлетворить запросы розничной торговли на продукцию по ассортименту, качеству, ценам и срокам поставки. Башкирские власти заинтересованы в появлении на рынке системообразующего фактора в виде западного гиганта, – говорит эксперт РБК Надежда Геращенко. – Приход международной компании на башкирский рынок может дать инвестиционный и организационный толчок для формирования современной структуры торговли на местном уровне». Действительно, работа «Метро» в этом регионе очень вписывается в политику Башкортостана по дифференциации привлекаемых в регион иностранных инвестиций. Пока иностранные инвесторы предпочитают вкладывать в нефтяную и нефтеперерабатывающую промышленность региона, а не в торговлю. По данным Госкомстата Республики Башкортостан, 94,5% привлеченных инвестиций приходится на промышленность, и только 2,7% – на связь и торговлю. При этом больше всего вкладывают в Башкирию именно немецкие компании. |