22.03.2004 Судьба лесов еще не решена На прошлой неделе Правительство РФ в целом одобрило проект новой редакции Лесного кодекса. По сравнению с предыдущим, этот вариант содержит ряд существенных изменений. В частности, в нем отложен момент начала приватизации, решен вопрос правового статуса особо охраняемых природных территорий. Но, несмотря на это, целый ряд вопросов требует еще серьезной доработки. Это и изменение структуры управления лесами на местном уровне, и ограничение доступа населения в частные леса, и создание особо охраняемых природных территорий регионального уровня. Промышленников не устраивают декларируемые условия проведения аукционов по продаже лесных участков и методы определения арендной платы. Предполагается, что доработанный Лесной кодекс поступит в правительство до 20 апреля 2004 г. для внесения его в Государственную Думу. Однако депутаты опасаются, что этого времени не хватит, чтобы внести в проект необходимые изменения. Некоторые подвижки в изменении законопроекта специалисты отмечают уже сейчас. «Несмотря на наличие широкого круга спорных вопросов, Лесной кодекс постепенно улучшается. По сравнению с первоначальным вариантом в нынешней редакции законопроекта многие проблемы уже решены, – сказал координатор лесной кампании «Гринпис» России Алексей Ярошенко. – В частности, изменена ситуация с заповедниками. Если предыдущим вариантом закона предусматривалось, что Кодекс будет полностью регулировать ведение хозяйства в заповедниках, там даже разрешались рубки, то согласно сегодняшнему варианту, правовой статус особо охраняемых природных территорий будет регулироваться исключительно Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Еще один вопрос, претерпевший некоторые изменения, – это приватизация лесов. «Первой редакцией Лесного кодекса приватизация была возможна уже с момента передачи леса в аренду. Кроме того, там не были определены цены за получение лесных участков в частную собственность. В последней редакции Кодекса установлена минимальная цена выкупа лесного участка (10 годовых размеров арендной платы) и отложен момент начала приватизации (теперь это 15 лет с момента начала аренды при условии, что лес был получен в аренду на аукционе). В результате очень немногие смогут получить лес в собственность через 10-12 лет, а массовая приватизация начнется в 2015-2020 гг.», – добавил Алексей Ярошенко. Однако целый ряд спорных моментов нового Лесного кодекса так и не был исправлен, что вызывает серьезные опасения, в первую очередь – экологов. «Новый Лесной кодекс никак не прописывает структуру управления лесами на местном уровне. Что придет на смену существующим сейчас лесхозам – непонятно. Этот вопрос остался без внимания. 95% людей, занятых в лесном хозяйстве, работают в лесхозах, и все они, согласно новому Кодексу, оказываются в неопределенном положении, – говорит г-н Ярошенко. – Принятие Лесного кодекса в его нынешней редакции приведет к разрушению основ управления лесами. Лесное хозяйство попадет в ситуацию хаоса, неорганизованности». Особую озабоченность участников вчерашнего обсуждения вызвала и возможная приватизация лесов, так как новый Кодекс предоставляет неограниченную возможность собственникам лесных участков ограничивать доступ населения в частные леса. «С одной стороны, в законопроекте говорится, что это невозможно. Но с другой стороны, согласно законопроекту, владельцы лесных участков могут запретить доступ туда в том случае, если деятельность граждан несовместима с условиями аренды или может привести к нанесению ущерба. И это притом, что для большой части населения использование недревесных ресурсов является вопросом выживания», – говорит Алексей Ярошенко. Кроме того, новый Лесной кодекс создает большие сложности для создания особо охраняемых природных территорий регионального уровня (заказников, памятников природы). Согласно нынешней редакции законопроекта, перевод участков лесного фонда из одной категории в другую может осуществляться только Правительством РФ – субъект Федерации этого сделать не может. Но это противоречит Закону «Об особо охраняемых природных территориях» и международной практике. Есть в новом Лесном кодексе и ряд моментов, которые едва ли устраивают самих представителей бизнеса. «Если принять законопроект в его нынешней редакции, то российские лесопромышленные компании окажутся менее конкурентоспособными при приобретении участков лесного фонда на основе аукционов, где главным критерием является размер арендной платы, а не обязательства по финансированию развития инфраструктуры и объектов социальной сферы», – сказал председатель подкомитета по лесным ресурсам Государственной Думы РФ Владимир Крупчак. По его словам, стали более тяжелыми и условия победы компании на аукционе. Чтобы получить участок лесного фонда в долгосрочную аренду, лесопромышленной компании необходимо в течение 5 дней выплатить годовую арендную плату, тогда как раньше эта сумма была в 4 раза меньше. Кроме того, предполагается, что ставка арендной платы будет ежегодно пересматриваться в соответствии с инфляцией, – это не устраивает лесопользователей, так как вести какое-либо стратегическое планирование становится практически невозможным. «Помимо этого, в Лесном кодексе предполагается переложить проведение всех работ на лесных участках на плечи арендаторов, – говорит Владимир Крупчак. – А лесопользователи в большинстве своем – это мелкие убыточные леспромхозы, которые и сейчас не в состоянии вести необходимый минимум работ». На доработку Лесного кодекса дан месяц, и, как сказали в подкомитете Госдумы по лесным ресурсам, депутаты опасаются, что за месяц не удастся исправить то, что до сих пор еще не было сделано. Скорее всего, не останется без внимания вопрос о судьбе лесхозов – на заседании практически не звучало его положительных оценок. А вот отменить приватизацию как таковую едва ли удастся – хотя именно на этом настаивает большая часть общественности. Как сказали в «Гринпис», едва ли получится существенно изменить и систему выдачи разрешительных документов. Ведь если раньше выписывался так называемый лесной билет, то сейчас введена система декларирования: компания составляет лесную декларацию, где описывает, что и как собирается делать, подает ее, и с этого момента считается, что она имеет право вести любую деятельность. |