22.03.2004  Россия «купит» Восточную Европу

   Российским политикам нужно активизировать работу в Восточной Европе. Бывшим партнерам по СЭВ некуда девать свои товары, и Россия может «согласиться» принять их на выгодных для себя условиях, считают эксперты.
   1 мая 2004 г. в ЕС вступают практически все страны Восточной Европы, за исключением Болгарии и Румынии. Политические риски для России, связанные с этим событием, уже многократно обсуждались, однако внятной позиции по будущему формату сотрудничества от российского МИДа так и не поступило. Впрочем, остались нерешенными и экономические вопросы, которые уже в ближайшие месяцы дадут о себе знать.
   С одной стороны, вступление восточноевропейских соседей в Евросоюз приведет к тому, что российский экспорт попадет под те же квоты, которые сегодня применяются к нему в Западной Европе. Другая опасность заключается в том, что относительно дешевые товары бывших партнеров России по СЭВ устремятся на российский рынок и усилят и без того немаленькую конкуренцию на российском рынке. Но при грамотной дипломатической политике российских властей последнее обстоятельство, наоборот, может быть использовано для расширения нашего влияния на восточноевропейский рынок.
   Особенное значение для России имеет вступление в ЕС бывших партнеров по Совету экономической взаимопомощи (СЭВ). Этот вопрос длительное время дискутировался, однако российские политики так и не смогли ничего предложить этим странам. Как отмечают российские эксперты, для этого попросту не было конъюнктуры – амбиции среднего российского бизнеса редко выходили за пределы страны, а крупные холдинги привлекала только «грубая» скупка активов, вызывавшая ответную реакцию соседей (вспомнить десятки проваленных приватизационных тендеров, результаты которых были аннулированы после победы россиян). Перед политиками не стояло задачи защищать чьи-то конкретные стратегические интересы (разовые приватизационные «набеги» к таковым не относятся).
   Сейчас ситуация начинает меняться, так как российские производители, столкнувшись с обострением конкуренции на традиционных крупных рынках – западноевропейском, американском и азиатском, – ищут новые ниши на экспортном рынке; Центральная и Восточная Европа в этом отношении является достаточно привлекательным рынком. Однако даже в тех скромных объемах, в которых российские компании сегодня поставляют свою продукцию в этот регион, вероятно, в ближайшее время им будет отказано. Уже сегодня в Европе ведется около 70 антидемпинговых расследований и процедур против российского импорта, суммарные потери от которых, по оценкам Минэкономразвития, достигают 570-600 млн долл. в год. «Поглощение» Евросоюзом стран Восточной Европы, по оценкам источника в министерстве, даст еще порядка 150 млн долл. ежегодного ущерба.
   Еще один негативный момент, связанный со вступлением Восточной Европы в ЕС, – это необходимость сбывать излишки продовольственной и промышленной продукции, которую Западная Европа не готова пустить на свои рынки. Исторически сложилось, что в социалистической Восточной Европе размещались те производства, которых не было в Советском Союзе, – происходило замещение импорта из капиталистических стран за счет заимствований технологий. В основном это были высокотехнологичные производства, которые считалось нецелесообразным развивать в СССР, в том числе по причине недостаточной квалификации рабочих кадров. «В Восточной Европе остались малотоннажная химия (краски, красители для легкой промышленности), производство оборудования для пищевой промышленности (весовое, холодильное), коммунальное машиностроение, отдельные автоагрегатные производства», – прокомментировал эксперт по промышленности, доцент кафедры экономической географии России МГУ Владимир Горлов.
   Для западноевропейских товаров это прямые конкуренты, хотя и устаревшие, зато более дешевые из-за экономии на оплате труда. В то же время на российском рынке эти товары оказываются востребованными, так как они дешевле западных аналогов (например, фармацевтические товары). В 90-х годах некоторые из этих производств были заново отстроены в России (например, производство трамваев и автобусов), но не полностью, и сегодня восточноевропейская продукция «канализируется» через страны СНГ (Белоруссию и Украину) на российский рынок по довольно низким ценам.
   После объединения доля восточноевропейской продукции, которая будет востребована в Западной Европе, начнет постепенно сокращаться – это предусматривают условия вступления. Однако закрывать производства восточноевропейские соседи не смогут, так как это приведет к потере огромного числа рабочих мест, поэтому они добиваются субсидирования своих производств (с условием, что продукция не будет конкурировать с западноевропейской), с одной стороны, и политической поддержки своему экспорту за пределы ЕС – с другой. В принципе, таким направлением является Россия, поэтому у российских политиков есть хорошая возможность поторговаться за условия покупки этих товаров. Не исключено, что западноевропейские чиновники, сегодня занятые «дележом» бюджета ЕС, не будут чинить в этом препятствий.