22.03.2004  Как найти точку соединения интересов персонала и компании

   Весной прошлого года гендиректор издательства "Гейм Лэнд" Дмитрий Агарунов заметил, что одна из его ключевых сотрудниц - директор по рекламе журнала "Свой бизнес" Ирина Анисимова в работе потеряла энтузиазм. Агарунов вызвал ее на разговор и спросил, о чем она мечтает в жизни. Сначала Ирина отнекивалась: дескать, это все равно нереально, а потом призналась, что хотела бы открыть дизайн-студию, но это невозможно, так как требуется большая сумма денег. На что ей ответили: давай подумаем, как в рамках нашей компании ты можешь заработать нужную сумму.
   У каждого человека существует не менее индивидуальная миссия, чем у компании. Только о миссии компании принято говорить и писать, а о миссии человека - его мечте, если угодно, - мало кто из работодателей задумывается. Хотя, обнаружив мечту сотрудников, можно решить уравнение с неизвестным - найти точку соединения интересов персонала и компании.
   Консультанты относятся к идее использования мечты в мотивационных целях неоднозначно. "Какая работодателю разница, что хочет сотрудник: коттедж или яхту? - вопрошает Алексей Матвеев, партнер консалтинговой компании Management Consulting Company. - Или он полагает, что взрослый человек не способен сам распорядиться заработанными деньгами?"
   Правда, такой точки зрения придерживаются далеко не все. Некоторые психологи считают, что большинство людей просто не в состоянии самостоятельно перевести мечту в реальную предметную плоскость. Психолог-консультант, советник петербургской компании "Квартет"Андрей Серов говорит, что в психологии этот эффект называется визуализацией мечты, когда в момент детального проговаривания или переведения на бумагу каких-либо планов они как бы спускаются с небес на землю и обретают более материальный вид. "С этим можно работать. Главное - точно прописать, чего именно хочешь, - убежден Серов. - Применительно к бизнесу это можно называть конкретизацией или же обычным планированием".
   Подобного мнения придерживается и экс-учредитель консалтинговой фирмы "Альт" Ирина Смолко. Правда, она уточняет, что мечту человека использовать нужно, но не переходя границы компании. В этом случае реализация потенциала на рабочем месте обернется вполне естественным развитием. Ирина Смолко знает, о чем говорит. Основав "Альт" в 1992 г. (сейчас это крупная компания с офисами в Москве и Петербурге), она всегда мечтала о работе в киноиндустрии. В итоге поступила во ВГИК и в 2003 г. покинула "Альт", продав пакет акций в рассрочку менеджерам компании. Несколько недель назад она получила диплом продюсера и сейчас ведет ряд собственных проектов. Среди них сайт www.smolko.ru. В конце года на нем появится компьютерная игра, концепцию которой придумала сама Смолко. Она называется "Стратегия мечты".
   "Если бы я осталась в консалтинге, ежегодная конференция "Альта" в этом году была бы связана с темой "Стратегия мечты", - признается она. По ее мнению, мечта является самым главным в жизни и о ней должны думать все, от директора до уборщицы. "Речь идет о создании в компании атмосферы, где каждый человек может найти себя", - поясняет она. Сама Ирина Смолко ничуть не жалеет, что 11 лет занималась консалтингом. "Это был мой первый продюсерский проект", - говорит она.
   Основатель "Гейм Лэнда" Дмитрий Агарунов на мечте строит стратегию мотивации персонала. В издательстве принято подробно обсуждать "заветное" еще при планировании работы сотрудника. Агарунов объясняет это двумя причинами. Прежде всего мечта позволяет соотнести интересы компании и человека. Другая причина имеет отношение к выявлению элементарной способности человека формулировать собственные цели. "Идеи наподобие "хочу стать космонавтом" не проходят, потому как беспочвенны, - размышляет Агарунов, - и являются причиной расставания с сотрудниками. Понимаете, я хочу работать в команде, однородной по ценностным ориентирам". По этой причине, например, в издательстве нет своей уборщицы. "Мы сотрудничаем только с уборочной компанией, - говорит Агарунов. - Одно дело работать с тетей Клавой, которая ориентирована на выживание, другое - иметь дело с профессионалами, чей бизнес - чистота".
   Сначала мечту следует диагностировать, поскольку только сформулированное желание имеет возможность реализоваться. Если человек не может определить ее сразу, можно ее вспомнить - из детства, например, когда слово "мечта" не было пустым звуком. Если мечта материальна, составляется план ее достижения.
   К примеру, вместе с Ириной Анисимовой были определены сроки "мечтаний" - три года - и сумма, которую она должна заработать для компании, чтобы оставить себе $200 000 (из них $120 000 должно пойти на открытие студии, а $80 000 - на жизнь). Также были продуманы способы повышения эффективности работы: концентрация на главных клиентах (список сократился примерно наполовину), график оптимальной работы. "И наконец, работать она стала совершенно иначе, более вдумчиво. Одно дело, если ты просто зарабатываешь деньги, другое - когда впереди мечта", - считает Агарунов. В результате продажи Анисимовой выросли в семь раз.
   "После того как я поняла, что я реально могу извлекать из своей каждодневной работы, работать стало приятней и даже интересней", - говорит Ирина Анисимова. Изменилась модель поведения, клиенты начали восприниматься фактически как прототипы заказчиков, с которыми придется столкнуться в будущем.
   На самом деле многие компании учитывают мечту, когда пытаются мотивировать персонал. Просто делают это неосознанно. В прошлом году менеджмент компании MC Bauchemie Russia разработал индивидуальную мотивацию для отдела продаж. Был выделен бюджет для поощрений, с каждым сотрудником разработан план на год. По условиям тот, кто превысит свой максимальный план, должен был получить вознаграждение. Какое именно - заранее не оговаривалось. В итоге лучшего менеджера по продажам 2003 г. премировали поездкой в Доминиканскую республику. Дело в том, что руководителю отдела было известно о мечте сотрудника посетить экзотическую страну. Сам менеджер не мог бы изъять нужную сумму из бюджета семьи с двумя детьми. Как пояснила директор по персоналу MC Bauchemie Russia Юлия Кадис, если бы победил другой сотрудник, суть вознаграждения изменилась бы.
   Правда, Юлия Кадис считает, что следить за мечтой каждого человека, если компания крупная, невозможно. В противном случае на каждых 10 - 15 человек приходилось бы по сотруднику из отдела персонала. "Я думаю, что, поощряя сотрудника, его мечту нужно только учитывать. Понимать же, о чем мечтает сотрудник, - задача его непосредственного руководителя", - говорит она.