19.03.2004 Комиссионки поставили на счетчик За последние два года торгово-денежные обороты комиссионной торговли в Москве и Петербурге возросли, в целом, почти вдвое. Это при том, что сеть таких магазинов сокращается, причем особенно быстро сходят на «нет» специализированные комиссионки. Скорее всего, на последнее влияет конкуренция из вполне респектабельных торговых «секторов», ибо комиссионная торговля, мягко говоря, мешает их товарно-ценовому монополизму. С 1990-х комиссионная торговля стала сугубо приватизированной, т.е. коммерческой. Но, если в 1970-х-80-х годах ассортимент столичной и петербургской комиссионной торговли состоял, в среднем, на 85% из товаров, бывших в употреблении, то через 25 лет ситуация изменилась: теперь такой ассортимент более чем треть – это новые изделия, поставляемые как отечественными, так и зарубежными производителями, причем без торгово-посреднических структур. Так, по имеющейся информации, почти до половины общего объема поступающих в московскую и петербургскую «комиссионки» меховых, кожаных, ковровых и текстильных товаров – абсолютно новая отечественная или зарубежная продукция. Средние же расценки на нее, подчеркнем, ныне вчетверо ниже, в сравнении с «бутиковыми» и т.п. ценами. Среди иностранных изделий явно преобладают изначально дешевые товары – из стран Восточной Европы, Ближнего Востока, Средней и Южной Азии, Индокитая, Ирана, Монголии, Северной Кореи. Многие торговые фирмы и предприятия-производители – отечественные и из упомянутых стран - с конца 1990-х заключают договоры о прямых поставках в комиссионки, что и вывело, можно сказать, на первые роли в этом секторе торговли новые товары. Что касается приёмки товаров у населения, сегодня, по имеющимся экспертным оценкам, здесь постоянно увеличивается доля именно антикварных и других художественных изделий, включая ювелирные, достигшая к концу прошлого года примерно 65% (в целом по комиссионкам Москвы и Петербурга): одна из главных причин такой «сортности» - ажиотажная сдача ширпотреба, главным образом, малоимущими гражданами/семьями в первой половине 1990-х годов, когда вовсю раскручивалась ценовая спираль. Затем настал черёд, повторим, художественных и т.п. изделий, расценки на которые намного выше, в сравнении с другими сдаваемыми/сбываемыми товарами. Схожие ценовые пропорции и в специализированных комиссионках магазинах – мебельных, ювелирных, детских товаров, бытовой, автомобильной и другой техники. Характерно, в этой связи, то, что почти весь «художественный», особенно антикварный и ювелирный ассортимент закрывающихся комиссионных магазинов оказывается на прилавках антикварной торговли. Именно ценовые, мягко говоря, несостыковки являются первопричиной всевозможных претензий к комиссионной торговле, если точнее – закрытия или перепрофилирования комиссионок, в первую очередь специализированных. Даже вопреки стабильному спросу на тамошние изделия и стабильным товарным поступлениям. Так, за последние три года в Москве и Петербурге прекратили работу почти все специализированные комиссионные магазины, кроме, правда, автомобильных. А одним из доказательств высокого спроса практически на все комиссионные товары и «встречного» товаропотока (т.е. на реализацию) является снижение такими магазинами с 2004 года почти втрое - до 10% первичной сбытовой цены - сбора в пользу магазина с суммы, выплачиваемой бывшему владельцу за продажу его товара. Проще говоря, сравнительно дешевые и одновременно доброкачественные изделия, сбываемые в комиссионной торговле, едва ли помогают крупным торговым фирмам держать цены на аналогичные товары. Поэтому «комиссионок» больше не станет, по крайней мере, в крупных российских мегаполисах. Но куда более пессимистические прогнозы высказывают работники большинства комиссионных магазинов Москвы и Петербурга. А в соответствующих департаментах правительств этих городов чуть ли не в унисон говорят так: «Эпоха комиссионок пошла на закат». |