16.03.2004  Защита прав потребителей - дело рук самих потребителей

   Вчера российские потребители незаметно для себя отметили Всемирный день защиты их прав. Соответствующий закон появился в нашей стране сравнительно недавно - около 12 лет назад. Но до сих пор отечественные потребители имеют возможность лишь наблюдать, как их зарубежные собратья выигрывают многомиллионные иски у транснациональных компаний, становятся влиятельными политическими фигурами и "продавливают" через законодателей значимые нормативные акты.
   СПРАВКА: 15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой назвал четыре основных права потребителя: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным. Общества защиты прав потребителя всего мира сделали эти слова своим манифестом.
   Россия отмечает Всемирный день защиты прав потребителя с 1992 года. Именно тогда был принят закон РФ "О защите прав потребителей", в котором впервые было признано, что в стране все-таки существуют потребители и их права должны быть защищены. В этом же документе закреплены права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих им услуги.
   В настоящее время в России сложилась парадоксальная ситуация: рыночное предложение в 5-10 раз превышает потребительский спрос. Видимо, поэтому большая часть отечественных производителей товаров, продавцов и предприятий по предоставлению всякого рода услуг ни прямо, ни косвенно не заинтересованы в том, чтобы их продукция была выгодна, надежна и безопасна для приобретающих ее людей. По данным Международной конфедерации обществ потребителей, больше всего претензий имеется к торговле. Около 40% всех жалоб потребителей ежегодно направляются в общества защиты их прав и государственные органы. Еще около 30% потребительских претензий касаются низкого качества услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а 5-7% - услуг недобросовестных туристических операторов.
   Нередко об имеющихся в продаже некачественных товарах в общества по защите прав потребителей заявляют сами представители торговых сетей. При этом они отказываются добровольно изымать вредную для покупателей продукцию, мотивируя свою позицию отсутствуем соответствующих санкций государственных органов. Установленные законодательством штрафы в 200-400 минимальных размеров оплаты труда не ощутимы для нарушителей, а у 70% предприятий, предоставляющих товары и услуги, подобные расходы даже заносятся в текущий коммерческий бюджет.
   В то же время среднестатистический потребитель не стремится отстаивать свои права в российском суде. На процессы такого рода уходит значительное количество времени, а сумма полученных компенсаций не превышает затраченных на тяжбу усилий. Так, минимальный срок судопроизводства по делам о защите прав потребителя составляет 4 месяца, в среднем они рассматриваются по 2-3 года, а максимальная сумма выплат назначаемая в качестве компенсации по делам о недоброкачественных товарах не превышает $500. Имеющийся на сегодня в России «потолок» компенсаций по делам, касающихся причинения вреда жизни и здоровью потребительских услуг, составляет $5 тыс.
   Как полагает председатель правления Международной конфедерации потребителей Дмитрий Янин, действующая редакция закона «О защите прав потребителей» сложна для обывательского восприятия и не является прямым руководством к действию для отстаивания интересов граждан.
   «С момента вступления в силу в закон четыре раза вносились изменения и принимались дополнительные нормативные подзаконные акты, и с каждым разом документ становился все трудней для восприятия среднестатистического потребителя», - полагает Янин. По его мнению, через 1-2 года необходимо принять новую версию данного закона, более понятную и с большим числом норм прямого действия. Это «в разы» увеличит количество потребительских исков в судах, что повысит активность граждан по отстаиванию своих законных прав и ответственность торговцев и производителей товаров и услуг.
   По словам Янина, есть вероятность, что в связи с созданием Федеральной службы по защите прав потребителей, которую возглавил бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, контроль за качеством предоставляемых рынком товаров и услуг будет более целенаправленным и эффективным. Минусом преобразования федеральных органов власти Янин назвал фактическое уничтожение территориальных подразделений Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП), где велась работа по защите прав потребителей.
   «Сомнительно, что сотрудники этих подразделений перейдут в новую структуру, где основной упор будет сделан, вероятно, на санитарный контроль, когда как в МАП делался упор на соблюдение законодательства», - предполагает он.
   Как бы то ни было, время покажет, будет ли новый государственный орган эффективен. Пока же все эксперты в данной области сходятся в одном: потребитель, прежде всего, сам должен внимательно выбирать необходимые товары и услуги и досконально знать те нормы законодательства, которые регламентируют его права.