15.03.2004  Д. Янин: отмена налога с продаж дала возможность мелкой рознице получить компенсацию в 5%

   Сегодня в пресс-центре "АиФ" прошла пресс-конференция председателя правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина на тему: "Как нас обманывают? Почему не произошло обещанного снижения цен? Способы защиты добросовестных покупателей".
   Он отметил, что ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителя. История этого праздника начинается с 1962 года, когда президент США Д. Кеннеди назвал четыре главных права потребителя. По словам Д. Янина, традиционно в этот день потребительские организации подводят итоги того, что было сделано на потребительском рынке в прошедшем году. Д. Янин рассказал об итогах 2003 года.
   Первым фактором, имеющим важное значение для потребителей, он назвал отмену налога с продаж с 1 января 2004 года. Впервые Правительство РФ, по его мнению, предоставило шанс потребителю понять, что налоговые реформы могут быть выгодны для населения. Вторым важнейшим моментом в истории потребительского рынка Д. Янин считает вступление в силу Федерального Закона "О техническом регулировании", который изменил принцип установления нормативных требований к продукции.
   Следующим моментом является провал пенсионной реформы.
   Также важное значение, по мнению Д. Янина, имеют поправки в Федеральный Закон "О защите прав потребителей". Эти поправки уже одобрены в первом чтении Госдумой и осенью 2004 года должны вступить в силу. "Ключевая проблема, которая стоит сегодня перед потребителями, – недостоверность информации, которая указана на этикетке товара", - сказал Д. Янин. В частности, это касается информации о наличии в составе продукта генетически-модифицированных компонентов. Соответствующая поправка уже одобрена в первом чтении Госдумой.
   Более подробно Д. Янин остановился на вопросе отмена налога с продаж. По его словам, принципиальное решение об отмене НСП было принято еще в 2000 году. Сейчас же, после отмены НСП произошло снижение цен на услуги мобильной связи, крупнейшие авиаперевозчики снизили цены на 5%. По ео словам, "90% тех сетевых компаний, которые давали обещание снизить цены, действительно снизили цены". Что касается мелкой розницы, то здесь цены не были пересмотрены, и эти 5% были получены в качестве прибыли, компенсации издержек на коммунальные платежи, считает Д. Янин.
   Он также сообщил, что в настоящее время размеры штрафов, которые платят производители за причиненный ущерб потребителям, незначительны, а уголовная ответственность за такие нарушения вообще отменена. Однако, Д. Янин выразил надежду, что новые министерства и ведомства будут более эффективно контролировать производителей товаров и услуг.
   В заключение Д. Янин назвал сферы деятельности, где наиболее часто нарушаются права потребителей. Лидирует в этом списке торговля, далее следуют ЖКХ и туризм.