15.03.2004 Москва: гостиничный рынок рухнет из-за дорогих отелей На прошлой неделе компания Jones Lang LaSalle, специализирующаяся на оказании консультационных услуг в сфере недвижимости и инвестиций, опубликовала обзор столичного гостиничного рынка. Как следует из этого документа, несмотря на динамичное развитие этого рынка, вскоре в Москве может возникнуть переизбыток пятизвездочных отелей, а их загрузка резко снизится. Причина этого – в бурном развитии отелей в верхнем ценовом сегменте и крайне низкая активность в менее дорогих. Все это приведет к ощутимому кризису в гостиничной отрасли. Чтобы избежать его, специалисты Jones Lang LaSalle предлагают ввести жесткое регулирование выхода на рынок новых проектов со стороны московских властей. Участники рынка, напротив, считают, что он может воспринять достаточное количество дорогих гостиниц, в то время как столичным чиновникам стоит уделять больше внимания проектам по строительству двух- и трехзвездочных отелей, которых действительно не хватает. Согласно официальным данным, в Москве насчитывается 149 гостиниц разного уровня общей вместимостью в 64 тысячи номеров. В течение нескольких лет, по замыслу городских властей, номерной фонд должен резко увеличиться за счет строительства новых отелей и реконструкции старых. В частности, в «Генеральной схеме размещения в Москве до 2010 года» предусмотрено увеличение номерного фонда до 130 тысяч уже к следующему году, а к 2010 г. в городе должно появиться 224 новых гостиницы вместимостью до 200 тысяч мест. Характерно, что наиболее динамично сейчас ведется строительство высококлассных гостиниц – категорий 4–5 «звезд». Причем, как неоднократно отмечали в правительстве Москвы, инвесторы, желающие вложить средства в строительство таких отелей, буквально стоят в очереди. «Большая часть спроса на гостиницы в Москве (порядка 70%) – это бизнес, – сказал директор по развитию гостиничного бизнеса департамента исследований и консалтинга компании Colliers International Роб Стоддард. – Бизнесмены не ищут самые выгодные предложения, им необходимы статус, удобство расположения и имя. Порой необходимо произвести впечатление, сказав: «Я нахожусь в такой-то гостинице». Поэтому первым делом в столице заполняются дорогие гостиницы. Когда там становится мало мест, клиенты идут в отели классом чуть ниже». Однако именно слишком активное строительство высококлассных гостиниц в столице вызывает опасения у авторов обзора гостиничного рынка. На их взгляд, работа в этом сегменте ведется бессистемно, что может привести к перенасыщению верхнего ценового сегмента и, как следствие, к снижению загрузки. Участники гостиничного рынка подобное заявление восприняли с некоторым удивлением, поскольку, на их взгляд, московский рынок еще недостаточно насыщен. «За прошедшие несколько лет московский гостиничный рынок воспринял довольно большое количество новых гостиниц, хотя это и привело, в частности, к изменениям цен», – сказал заместитель гендиректора ООО «Балчуг» Александр Бобылев. По мнению г-на Бобылева, городские власти должны вырабатывать общую политику в развитии гостиничного сектора в Москве и проводить ее рыночными методами – в жестком контроле, на его взгляд, необходимости нет. Подобное было бы куда уместнее в отношении гостиниц среднего уровня, спрос на которые до сих пор не удовлетворен. «Понятно, почему гостиницы класса 3-4 «звезды» в Москве почти не строят, – сказал руководитель департамента инвестиционного анализа компании «Система-Галс» Александр Гаврилин. – Хотя по затратам на строительство они сопоставимы с пятизвездочными, их доходность отличается в разы. Соответственно, разнятся и сроки окупаемости. При этом у городских властей есть рычаги, благодаря которым они могут стимулировать строительство недорогих мест размещения: например, предоставляя бесплатно участки для их возведения. Но этого на практике не происходит». Есть и еще одна причина, по которой инвесторы не заинтересованы в строительстве недорогих отелей – их практически невозможно построить в центре города. «Можно строить гостиницы средней ценовой категории за пределами Садового кольца, – считает Роб Стоддард. – Но их вряд ли будет много. Сколько таких гостиниц в Нью-Йорке или Лондоне? Зато есть потенциал строительства бутиковых гостиниц, для клиентов, которые любят домашнюю обстановку». По мнению г-на Стоддарда, спрос на люксовые гостиницы на 200-400 номеров – довольно постоянный и сохранится и в будущем. «В Москву могут прийти известные игроки – Ritz Carlton, Four Season, Mandarin, – сказал он. – Они могут захотеть построить отель в центре города и окупят свои инвестиции, даже с учетом того, что надо построить гостиницу, запустить ее, довести наполняемость до высокого показателя. Проблема у них только одна – войти на рынок». В целом же, по мнению Александра Гаврилина, насыщение столичного гостиничного рынка может произойти не ранее чем через 10 – 15 лет. |