15.03.2004  Рекорд прямых продаж

   В прошлом году совокупный российский оборот компаний, занимающихся прямыми продажами, таких как Herbalife, Avon или Oriflame, почти удвоился и превысил $1 млрд. Таковы результаты исследования, проведенного Российской ассоциацией прямых продаж (АПП).
   Как сообщается в подготовленном на прошлой неделе отчете АПП, в прошлом году оборот компаний - членов ассоциации составил $1,075 млрд. Ассоциация объединяет восемь фирм, в том числе американские Avon и Herbalife, шведскую Oriflame, российскую Faberliс. В 2002 г. совокупный оборот членов ассоциации составлял около $602 млн.
   Как сообщила президент АПП и исполнительный директор российского отделения Mary Kay Тамара Шокарева, рост отражает динамику продаж всех компаний, входящих в ассоциацию. "На самом деле оборот рынка индивидуальных продаж существенно выше, ведь членами нашей ассоциации не являются такие компании, как, например, немецкий производитель посуды Zepter", - утверждает Шокарева. По ее словам, около 90% оборота АПП пришлось на продажи парфюмерии и косметики, 6% оборота обеспечили поставщики пищевых добавок, 2% - производители товаров для дома.
   Участники рынка согласны с выводами ассоциации. Оборот Faberliс, крупнейшей российской компании - члена АПП, по словам ее президента Алексея Нечаева, увеличился за год с $80 до $145 млн в розничных ценах. Сергей Канашин, заместитель генерального директора представительства Oriflame в России также подтвердил, что в прошлом году российское представительство показало высокие темпы роста. По его словам, сегодня российский рынок является для Oriflame одним из самых крупных, а шведская марка стала здесь известнее, чем на родине. Оборот Mary Kay в России в прошлом году увеличился примерно на 60%.
   Рост индустрии прямых продаж объясняется возросшим интересом людей к частному предпринимательству, полагают участники рынка. "Все больше людей предпочитают работать не в больших компаниях, а иметь собственное дело", - полагает глава российского представительства Herbalife Олег Черепенин. До сих пор продукцию Herbalife продавали независимые дистрибьюторы, но в наступившем году, как говорит Черепенин, компания изменит операционную модель. Координацией продаж в России займутся офисы в шести городах страны.
   Российский рынок прямых продаж теперь входит в число 15 крупнейших в мире. Согласно прошлогодней оценке Всемирной федерации ассоциаций прямых продаж (WFDSA), мировой оборот соответствующего рынка превышает $85 млрд, из которых около $30 млрд и $25 млрд приходится на США и Японию. Российский рынок приближается к аргентинскому или тайваньскому и почти в два раза меньше английского или французского.
   По прогнозам Шокаревой, российский оборот компаний - операторов прямых продаж увеличится в этом году как минимум на 30%.