11.03.2004 Производители программного обеспечения для турфирм заключили стратегический договор о сотрудничестве Крупнейшие производители программного обеспечения для турфирм САМО-софт и Мегатек и лидирующая по количеству продаж и зарегистрированных пользователей Поисковая система туров SpyGlass заключили стратегический договор о сотрудничестве до октября 2006 года. Уже несколько лет идет активное обсуждение возможности создания единого информационного пространства для туристического бизнеса, но ни одно технологическое решение до сих пор не стало общепринятым. Амбиции разработчиков программного обеспечения для турбизнеса не позволяли говорить о стандарте оферт для рынка в целом. Хотя известно, что не менее 50% значимых для рынка туроператоров используют стандартные решения компаний Мегатек и САМО-Софт, и количество пользователей этих программных продуктов растет. Таким образом, рынок технологичной передачи информации о турах фактически разделился на два потока: одни операторы выкладывают данные в формате TravelXML, другие - в MasterML. Туроператоры, использующие иные решения, как внутрифирменные, так и стандартные нетуристические, зачастую и вовсе передают свой продукт в произвольной форме - удобной для визуального восприятия, но не для работы поисковых сервисов. Эта многоголосица форматов сдерживает развитие российских дистрибутивных систем. САМО-Софт и Мегатек сумели договориться и решили создать совместный проект, который позволит не только аккумулировать данные (оферты) от туроператоров, использующих Мастер-Тур и САМО-Тур, но и доставлять заявки от агентств непосредственно в базу данных туроператоров. Это подразумевает создание единого формата брони и организацию взаимодействия участников рынка на принципиально новой технологической основе. Данное решение не могло не заинтересовать поисковые сервисы, развивающиеся в направлении дистрибутивных систем. Кроме того, сами поисковики системы "научились" закачивать информацию, как на базе общепринятых протоколов, так и в индивидуальных форматах туроператоров. Поэтому объединение лидирующих софтверных компаний и дистрибутивных систем, имеющих опыт работы с рынком, открывает возможности адаптации к новым условиям рынка: динамичность, масштабирование бизнеса, управление квотами. Решение призвано, в частности, упразднить необходимость ручного ввода заявок на бронирование, которые направляются по факсу и e-mail'у. С технологической точки зрения оно аналогично сервису систем интернет-бронирования, но дает дополнительную ценность агенту: продавец сможет иметь единый интерфейс бронирования в рамках своего рабочего места и в режиме реального времени получать доступ к квотам, которые регулируются туроператором и хранятся на собственном операторском обеспечении. Наибольший интерес к технологическим компаниям проявил лидер этого сегмента рынка - информационная туристическая система SpyGlass. В результате непростые многомесячные переговоры разработчиков софта для турфирм и системы SpyGlass увенчались успехом. В этом соглашении стороны воплотили не только собственное видение, но постарались максимально учесть интересы участников рынка, прежде всего, опасения в плане монополизации розницы. Так, для агентств уже работающих на Мастер-Агенте и САМО-ТурАгенте, будет доступен общий ресурс туроператоров, использующих решения САМО-Софт и Мегатек на платной основе. И это решение будет полностью независимым от участников туристического рынка. Но, несмотря на новаторство этой технологии, разработчики понимают, что решение не будет полным, если оно не учитывает деловые операции компаний, работающих на иных программных комплексах. Да и отношения со сбытовой сетью, которые бы гарантировали корректность бронирования, у разработчиков не выстроены. Поэтому LDS SpyGlass взял на себя ответственность за бизнес-использование и финансирование разработки с тем, чтобы агентства МГП, ВЕЛЛ, mini7, а также независимые продавцы, подключенные к SpyGlass, могли получать информацию иного качества и имели возможность доставлять заявки в БД туроператоров. С октября 2005 года, а это предполагаемый срок ввода в промышленную эксплуатацию сервиса бронирования, в течение одного года эксклюзивное использование разрабатываемого комплекса принадлежит LDS SpyGlass. Под ограничения не подпадают вертикально интегрированные компании, где уполномоченные агентства продают туры материнской фирмы, а также продавцы, использующие на платной основе рабочие места Мастер-Агент и САМО-ТурАгент. Преимущество в один год, которое получает именно SpyGlass, обусловлено, во-первых, фактом финансирования разработки, а во-вторых, способностью менеджмента системы максимально быстро внедрить технологические решения в масштабах рынка. После 365 дней эксплуатации LDS SpyGlass эксклюзивность разработки утрачивается, и сервис бронирования и доступа к квотам становится открытым для любых дистрибутивных систем. Хотелось бы подчеркнуть, что реализуются два проекта: проект САМО-Мегатек, для компаний, использующих технологии САМО-Софт и Мегатека соответственно, и более широкий пилотный проект, объединяющий возможности технологических компаний и LSD SpyGlass. Это не попытка монополизировать рынок, проект открыт для компаний-разработчиков, чьи решения широко используются для автоматизации туристического бизнеса. Так, после выработки формата брони, этот протокол немедленно и бесплатно будет выдан всем софтверным компаниям, работающим в интересах участников рынка. Разумеется, это лишь начало пути, и предстоит доказать рынку, что направление этих разработок является сегодня самым злободневным, востребованным и технологичным. Но уже сейчас понятно, что первый, самый важный шаг сделан, и есть надежда, что российский туристический рынок получит совершенно новый сервис, открывающий всем его участникам новые перспективы. |