05.03.2004  Мировой ювелирный бизнес поддерживают россиянки

   Бриллианты - одна из главных страстей человечества. Женщины видят в них предмет роскоши, которым можно щегольнуть на светском рауте. Мужчины любят их дарить, оценивая при этом их будущую стоимость. Неудивительно, ведь покупка камней всегда считалась отличным способом вложения средств. Но инвестиции могут остаться с хозяином навсегда - продать бриллианты на вторичном рынке весьма непросто.
   "Если вы купите бриллиант и подарите его любимому человеку, то сделаете самое лучшее капиталовложение", - убеждена Даниэла Машетти, директор ювелирного подразделения аукционного дома Sotheby's. Она отмечает, что в особой цене всегда бриллианты классической огранки и неброские на вид ювелирные украшения с ними. "Выбирая ювелирное изделие не только как подарок, но и как предмет инвестиций, нужно быть осторожным. Вычурные драгоценности быстро выходят из моды", - советует Машетти. Продать роскошное колье может быть просто некому. Гонконгский ювелир Элис Чю также рекомендует инвестировать средства в бриллианты классической круглой огранки, которые всегда пользуются спросом на рынке.
   Чтобы получить определенную гарантию возврата вложенных средств, эксперты рекомендуют покупать украшения известных марок, таких, как Cartier, Boucheron или Van Cleef and Arpels. На аукционах очень любят торговаться за драгоценности с клеймом известного мастера. По данным аналитической компании Art Market Research, специализирующейся на оценке предметов роскоши, за последние 18 лет цены на старинные марочные ювелирные изделия росли в среднем на 4% в год.
   Ни штучность, ни крайне низкая ликвидность бриллиантов не отпугивают инвесторов. В год этих благородных камней продается более чем на $55 млрд. Подавляющее большинство покупателей - мужчины, которые делают подарки для своих избранниц. Однако сейчас все больше женщин сами приобретают драгоценные камни. "Женщины уже не ждут, пока мужчина подарит им их первый бриллиант в обручальном кольце", - рассуждает Сьюзан Фармер из Diamond Trading Company, подразделения De Beers по маркетингу и продажам. По данным Фармер, 12% продаж в Великобритании обеспечивают женщины. Всего 10 лет назад их доля не доходила до 2%.
   По оценкам экспертов, предоставленным британской газете Daily Telegraph, значительная часть всех покупок бриллиантов и изделий из них, совершаемых женщинами в Англии, приходится на россиянок. "В мой магазин в Лондоне толпами ходят роскошно одетые русские женщины, - восклицает известный британский ювелир Стивен Уэбстер. - Двадцать-тридцать лет назад на их месте были барышни из [нефтедобывающих] стран Ближнего Востока. Мне кажется, что все они легко могут скупить магазин целиком". Наши соотечественницы составляют четверть всех клиентов бутика Уэбстера. Точные данные по рынку специалисты назвать не готовы. "Покупательная способность российского бриллиантового рынка огромна. Но конкретных цифр мы не знаем - весомая часть сделок осуществляется в тени за наличные", - говорит Фармер.
   Неизвестными остаются и имена покупателей из России. Британские ювелиры говорят, что большинство русских, приобретающих у них бриллианты, "придут в бешенство", если о них все узнают. "Среди наших покупательниц есть спутницы и жены российских нефтяных и телекоммуникационных магнатов", - уклончиво говорит Уэбстер.
   Эксперты ювелирного бизнеса убеждены, что люди, готовые выложить десятки или даже сотни тысяч долларов за один камень, должны отнестись к покупке со всей серьезностью. Выбрав понравившийся бриллиант, необходимо удостовериться в его подлинности. В России наиболее авторитетным учреждением, проводящим сертификацию бриллиантов, является Пробирная палата при Министерстве финансов. Также большим влиянием обладают Американский геммологический институт и торговая сеть Lazare. Помимо проверки сертификата следует воспользоваться услугами независимого специалиста-оценщика. На них нельзя экономить - пожалев деньги, можно долгие годы носить большой и блестящий кусок стекла.