02.03.2004  Москва: жаловаться на водителей маршруток можно по телефону горячей линии

   По данным ГИБДД, в авариях с участием маршруток в прошлом году в России погибли 615 и ранены 6263 человека. Автоинспекторы считают, что основной причиной ДТП является халатное отношение компаний-перевозчиков к техническому состоянию маршрутных такси, и призывают пассажиров бороться с "Газелями" и "Соболями", нарушающими правила перевозки. Жаловаться на водителей маршруток можно по телефону горячей линии.
   Участники дорожного движения и независимые эксперты считают, что бояться надо не столько маршруток, сколько их водителей: многие из них не имеют опыта вождения, другие напрочь игнорируют правила дорожного движения, третьи ради заработка перегружают машину пассажирами.
   Первый вице-президент компании «Автолайн» Александр Тур уверен, что главная причина аварийности маршруток кроется в том, что владельцы машин не контролируют их техническое состояние. Сотрудники ГИБДД разделяют эту точку зрения. По словам старшего госэксперта ГИБДД РФ Алексея Микиртумова, на сегодняшний день в России на долю мелких компаний-перевозчиков приходится 60% рынка и большая часть нарушений числится за ними.
   В свою очередь, начальник отдела ГИБДД Москвы Владимир Жмыльков признал, что сотрудники правоохранительных органов не в состоянии контролировать весь парк столичных маршруток. По его словам, уже третий год в сводках о нарушениях эксплуатации маршрутных такси фигурирует московская компания «Орбита 21 век», но только сейчас подготовлено постановление о лишении ее лицензии. Отчасти в этом виноваты пробелы в законодательстве. Так, за нарушение правил эксплуатации пассажирского транспорта (несанкционированная установка дополнительных посадочных мест, отсутствие огнетушителя и аптечки) штраф составляет всего 50 рублей. Других мер воздействия на водителей маршруток не существует.
   С крупными компаниями-перевозчиками сотрудникам органов разобраться проще, но в последнее время монополисты сдают позиции. Дело в том, что государство создало для предприятий мелкого бизнеса (к ним относятся перевозчики, в автопарке которых числится не более 20 машин) льготные условия: например, ежемесячный налог с одной машины составляет 600 рублей, тогда как крупная компания за каждую "Газель" платит 6 тысяч в месяц. При этом власти, в частности чиновники из московской мэрии, контролируют водителей крупных компаний на предмет пригодности (проверяют регистрацию, категорию прав, медицинские справки) и не следят за тем, кого нанимают мелкие перевозчики. Сотрудники ГИБДД признаются, что иногда остановленные ими водители маршруток даже не говорят по-русски.
   Чтобы изменить ситуацию в городе, ГИБДД Москвы с сегодняшнего дня открывает горячую телефонную линию 974-01-11, по которой горожане смогут жаловаться на сервис в маршрутках. Представители ГИБДД заверили, что все сигналы будут обработаны и на маршруты, где происходят нарушения, будут направляться дополнительные наряды.