27.02.2004  Крупные табачные компании перестраивают дистрибьюторские сети, что приведет к перераспределению сил на российском рынке

   Объем продаж компании «British American Tobacco Россия» в 2003 г. увеличился по сравнению с 2002 годом на 17%, превысив 60 млрд сигарет, сообщила на этой неделе пресс-служба «БАТ Россия». По данным исследовательского агентства AC Nielsen, доля рынка британской табачной компании в России к декабрю минувшего года составила более 19%, что на 2,5% больше, чем в конце предыдущего года. Эффективность работы западной компании эксперты связывают с тем фактом, что дистрибьюторами продукции «БАТ Россия» являются всего две компании – СНС и «Тюсом». И неудивительно, что на российском табачном рынке появилась тенденция к сокращению производителями числа своих дистрибьюторов. В конце прошлого года американская компания Philip Morris объявила о своих планах по сокращению оптовиков, с которыми она работает в Москве и области. Вслед за своими основными конкурентами в начале этого года Japan Tobacco International (JTI) начала избавляться от собственных многочисленных дилеров. По мнению экспертов, сокращение количества дистрибьюторов позволит табачникам более эффективно управлять продажами продукции. В то же время пересмотр производителями сигарет политики в отношении сбыта своей продукции, возможно, приведет к перераспределению сил на российском рынке.
   В настоящее время оптовый рынок табачных изделий в России оценивается в 10 млрд долл. Согласно информации Минэкономразвития, в количественном выражении емкость этого рынка составляет 320-340 млрд штук сигарет в год. По данным Министерства налогов и сборов, российский рынок табака занимает по объемам третье место после США и Китая. Крупнейшими производителями сигарет в России являются международные корпорации British American Tobacco, Philip Morris, Gallaher, JT International и Reemtsma, которые контролируют 70-75% табачного рынка.
   В последние месяцы крупнейшие игроки начали реализовать планы по сокращению числа своих дистрибьюторов с целью оптимизировать процесс управления продажами продукции в Москве и регионах. Так, в конце 2003 года Philip Morris проинформировал о сокращении числа своих столичных оптовиков, так называемых членов «Московского клуба Philip Morris», с 11 до 4. Теперь продукцию этой компании в Московском регионе продают «Табак-маркет», «Шарк», «Авалон Трейд» и «Транстрейддоставка». При этом в Сибирском регионе продажи Philip Morris контролирует «Аноксис» (бывшая «Оптима»), в Северо-Западном регионе – «Меркурий», и на юге – «Теноре». Вслед за Philip Morris и British American Tobacco, у которой в России уже довольно давно работают только два дистрибьютора – СНС и «Тюсом», разобраться в отношениях со своими многочисленными оптовиками решила JT International. Еще недавно «штат» этой компании насчитывал около 70 дистрибьюторов. Но в текущем году JTI намерена существенно сократить число своих оптовиков, и уже сейчас в Северо-Западном регионе продукцию японской компании продает лишь фирма «Форт», а в Москве и области – «Бизнес-Табак» и «Юнэт».
   По мнению экспертов, производители табачной продукции, бесспорно, выигрывают от уменьшения количества своих дистрибьюторов. Работа с одним крупным дистрибьютором, который в силах «держать» целый регион, для компании всегда легче. При этом производителю легче выстраивать ценовую политику. Кроме того, работа через нескольких крупных оптовиков позволит компании стимулировать развитие региональных рынков.
   «Хороший дистрибьютор должен обладать всей необходимой инфраструктурой: складами, автомобилями, собственной розничной сетью, в том числе в регионах, – говорит Виктор Стефашин из «Грандтабака». – Также он должен уметь продавать наиболее эффективно, и для этого он должен иметь свободные средства, чтобы нанять дилеров «второй руки». Г-н Стефашин также отмечает, что в настоящее время крупные дилеры активно занялись скупкой небольших независимых дилерских компаний. «У мелких и средних компаний часто не хватает денег на развитие инфраструктуры и они вынуждены продаваться крупным оптовикам, – сказал он. – Более того, у крупного дистрибьютора больше возможности получать большую маржу с продаж сигарет».
   По мнению экспертов, трансформация табачными компаниями своих сбытовых сетей способна вскоре повлиять на расклад сил на этом рынке. «Конечно, навряд ли JTI и BAT смогут в ближайшее время «догнать» Philip Morris, которому пока принадлежит самая большая доля российского рынка, – говорит один из участников рынка. – Основная конкуренция развернется между BAT и JTI, так как у них сейчас примерно одинаковые доли рынка».