01.03.2004  С уходом в отставку министра связи могут существенно измениться принципы выдачи разрешений на радиочастоты сотовым компаниям

   После того как Владимир Путин отправил в отставку правительство Михаила Касьянова, крупнейшие российские сотовые операторы оказались в несколько подвешенном состоянии. Они гадают, кто может стать преемником Леонида Реймана, так как от этого во многом будет зависеть политика министерства в отношении раздачи лицензий на радиочастоты сотовым операторам.
   Нынешние опасения сотовых операторов вызваны тем фактом, что отправленный в отставку вместе со всем правительством Леонид Рейман, помимо всего прочего, возглавляет лицензионную комиссию, которая выдает компаниям разрешения на использование той или иной частоты. Процесс получения лицензии на право вещания выглядит следующим образом. Компания, которая намерена вести деятельность на территории отдельно взятого региона, самостоятельно проводит исследования на месте на предмет выявления свободной частоты и возможности ее использования. Наличие свободной частоты еще не означает, что ее можно использовать, не создавая помехи для других вещателей, например телевизионных. Результаты исследований представляются в Главный радиочастотный центр и в Государственную комиссию по радиочастотам, которые выдают на них свои заключения. В случае положительного заключения собирается лицензионная комиссия и выдает компании лицензию на право использования этой частоты. Это стандартная процедура, и она используется для всех радиочастотных средств.
   За последние годы каждый из крупных операторов мобильной связи проходил эту процедуру неоднократно. Правда, не все в одинаковой мере. В частности, компании «МТС» и «ВымпелКом» в некоторых регионах были вынуждены приобретать уже действующих операторов, несмотря на то что, по оценкам участников рынка, запустить новую сеть намного проще и дешевле, нежели купить действующего оператора. «Не во всех регионах оказывается возможным получить лицензию, – сказал один из участников рынка. – Это связано с тем, что у Минсвязи существует своя концепция распределения операторов в регионах. В частности, они не выдают больше трех лицензий, если степень проникновения сотовых операторов не превышает 10%. В этом есть рациональное зерно, поскольку при такой степени проникновения большое количество операторов, толкущихся на одном пятачке и предоставляющих услуги 5% населения, лишь мешает нормальному развитию бизнеса».
   Впрочем, независимые эксперты обращают внимание на тот факт, что действия Минсвязи не всегда можно было логически объяснить. Так, на состоявшемся в декабре прошлого года заседании Госкомиссии по радиочастотам было выдано 97 разрешений на использование новых радиочастот в диапазоне «расширенный GSM» в регионах. По итогам заседания разрешения на 58 регионов получил «МегаФон», 36 – МТС и три – холдинг Tele2. Второй же по величине российский оператор «ВымпелКом» ничего не получил. Компания, естественно, выступила с жесткой критикой решения Минсвязи, возмущаясь «поспешностью, с которой были выданы лицензии другим операторам».
   В итоге, как говорят участники рынка, уход Леонида Реймана может внести некоторые изменения в расклад сил на рынке. Тем более что наблюдатели полагают, что возвращение г-на Реймана в кресло министра связи маловероятно. «В настоящее время существуют планы по объединению Министерства связи с Министерством печати, – сказал руководитель спецпроектов Института социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский. – В этом аспекте маловероятно, что новое министерство возглавит Леонид Рейман, поскольку он «отраслевик», а для руководства новым министерством потребуется политическая фигура. Кроме того, вряд ли он захочет остаться на государственной должности в новом министерстве. Скорее всего, Рейман уйдет в какой-либо окологосударственный бизнес».
   Впрочем, от распределения лицензий Леониду Рейману все же придется устраниться: эти функции планируется либо передать в Минэкономразвития, либо выделить в отдельный орган. Правда, некоторые участники рынка полагают, что перераспределение «преференций» произойдет, но не окажет серьезного влияния на рынок, поскольку частоты уже фактически поделены и отнимать их никто не будет.