25.02.2004 Москва: торговые сети продают некондицию В ходе совместной проверки Московской государственной инспекцией по качеству продовольствия (МосГик) и Мосторгинспекцией качества реализуемой продукции в крупных сетевых магазинах Москвы на прошлой неделе были обнаружены грубые нарушения правил и норм торговли. Об этом в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» сообщила начальник МосГик Людмила Гордиенко. По ее словам, в проверенных магазинах замечена реализация продукции с истекшим сроком хранения, без соответствующих документов, указания стандартов и юридических адресов производителей. В результате из 118 тонн проверенной продукции забраковано 76% овощной, 2,9% мясной, 0,5% рыбной продукции; 35,6% бакалейных товаров и кондитерских изделий; 4,3% молочных продуктов; 12,3% мясных и рыбных консервов; 2,8% пива, винно-водочных и безалкогольных напитков. По мнению экспертов, ритейлеры, пытаясь привлечь потребителя, берут на реализацию у поставщиков менее качественный товар и распродают его по низким ценам. Согласно данным торгинспекций Москвы и Московской области, в 2003 г. было проверено 60 тысяч торговых предприятий и из их оборота было изъято фальсифицированной и некачественной продукции примерно на 13,5 млн долл. Среди нарушителей такие крупные игроки рынка розничной торговли, как «Пятерочка», «Копейка», «Рамстор», «Метро», «Ашан». «Анализ проведенных проверок показывает, что хотя в сетевой торговле количество правонарушений меньше, чем в мелкой рознице, но они являются довольно серьезными», – сказал представитель торгинспекции по Московской области. Инспекторы проверяют сетевые магазины по плану и по жалобам покупателей. «Только на «Пятерочку» за полтора года работы было подано более 90 жалоб, – сказал представитель торгинспекции по Московской области. – В магазинах этой сети нет должного контроля за качеством продуктов – как поступающих от поставщиков, так и находящихся в торговых залах». В связи с тем, что в 2003 г. московские торгинспекции обнаружили в сетевых магазинах многочисленные нарушения, в этом году сетевики продолжают находиться под пристальным вниманием контролирующих их деятельность органов. Так, на прошлой неделе в ходе двухдневной проверки инспектора снова нашли в 85 магазинах столицы продукцию с истекшим сроком хранения, без документов и адреса производителя. В том числе из сетевиков грубыми нарушителями правил и норм торговли оказались «Копейка», «Рамстор», «Дикси», «Метро». «Очень большая часть некачественной продукции – плодоовощная, – сказал заместитель руководителя Департамента продовольственных ресурсов мэрии Москвы Николай Корабейник. – Это потому, что городская розничная торговля в ущерб качеству закупает продукцию часто через посредников, по более низким ценам». Хотя, по его словам, в настоящее время в хранилищах столицы есть примерно 125 тысяч тонн качественной сертифицированной плодоовощной продукции. Также у ритейлеров плохо обстоят дела с рыбой. «Почти во всех магазинах нарушены условия хранения этой продукции: часто то, что должно храниться в низкотемпературных прилавках, лежит при комнатной температуре», – сказал представитель торгинспекции по Московской области. По мнению представителей торгинспекций, возможно, сетевикам нужно пересмотреть условия их взаимодействия со своими поставщиками. С этим согласны крупные игроки рынка розничной торговли. «Нередки случаи, когда по договоренности магазин берет у поставщика товар на реализацию, у которого, например, срок годности истекает через 3 дня, – сказал представитель сети супермаркетов «Седьмой Континент». – Таким образом в магазине появляется некачественная недорогая продукция. Потребитель же чаще смотрит на стоимость товара, а не на надписи на упаковке». Но в любом случае, считают участники рынка, всю ответственность за продажу такой продукции несет магазин. Добросовестные ритейлеры для того, чтобы следить за продукцией на прилавках, и в том числе за ее качеством, содержат целый штат мерчендайзеров. «Также часто по договоренности с ритейлером в торговых залах сети работают мерчендайзеры поставщика, которые занимаются выкладкой товара и следят за его качеством: сроком годности, видом упаковки», – сообщил представитель Московской ореховой компании. Эксперты считают, что проблемы с качеством продукции характерны для всех быстрорастущих сетей. Чем быстрее и интенсивнее расширяется ассортимент сети, тем больше нарушений находят проверяющие. Это болезнь роста – проблемы с кадрами, накладки в работе с поставщиками, слабый контроль за качеством со стороны администрации сетевых магазинов. По мнению некоторых представителей столичных розничных сетей, некондиционный товар нужно продавать не в магазинах, а на рынках. В то же время другие участники рынка говорят о том, что реализовывать такую продукцию можно также в специально созданных для этого магазинах. Например, в Германии есть продовольственные универсамы, где распродаются не совсем качественные товары в три-четыре раза дешевле, и немцы, делая там покупки, точно знают, что за товар они приобретают. |