20.02.2004 Россияне стали покупать больше косметики Российский рынок косметики развивается бурными темпами. В прошлом году его объем составил, по различным оценкам, от 4,6 до 5,2 млрд. долларов. Некоторые эксперты утверждают, что в 2003 году россияне купили на 20% больше косметики и парфюмерии, чем в 2002 году. Причины роста, по мнению аналитиков, объясняются улучшением качества продукции отечественных производителей и агрессивной рекламной и ценовой политикой западных компаний. Весной этого года ожидается принятие закона о технической регламентации парфюмерно-косметической продукции, который поставит преграду на пути "серой" косметики. В 2003 году объем розничных продаж парфюмерии и косметики в России составил, по оценкам компании Euromonitor, 4,6 млрд. долларов, а рост рынка - 7,8%. Андрей Маслак, президент экспомедиагруппы "Старая крепость", не согласен с выводами зарубежных экспертов. По его данным, объем рынка в 2003 году достиг порядка 5,204 млрд. долларов, а рост составил как минимум 20%. "Мы основывались на сведениях, предоставленных компаниями, работающими на рынке", - пояснил Маслак. Например, рост объема продаж Procter & Gamble в России составил в прошлом году 50%, отечественный концерн «Калина» увеличил сбыт на 28,2%, Oriflame, Avon и Faberlic оценили рост по отдельным сегментам до 80%, а Shanel - в 23%. Для сравнения: рост французского рынка составил в 2003 году 1,6%, а продажи в Германии выросли на 2,2%. Общее соотношение российской и импортной продукции на отечественном рынке, согласно оценкам "Старой крепости", в настоящее время составляет 47% и 53% соответственно и варьируется по отдельным регионам и секторам. В частности, российские компании гораздо сильнее в секторе производства средств по уходу за кожей и средств гигиены, но значительно уступают в секторах парфюмерии и декоративной косметики. В секторе производства средств по уходу за волосами наблюдается равнозначное соотношение. В дальнейшем эксперты прогнозируют увеличение доли импортной продукции на российском рынке. В 2003 году Oriflame и Avon уже заявили о том, что открывают производство в России. Общий объем инвестиций составит 70 млн. долларов, в настоящее время строятся заводы в подмосковных Красногорске и Наро-Фоминске. За последние три года произошло существенное увеличение количества российских производителей и улучшение качества производимой ими продукции. "Мы прогнозировали, что доля российских марок на рынке будет уменьшаться, - рассказал Андрей Маслак. - Однако этого не произошло. Заметно возросло качество упаковки, качество этикетки и, естественно, самой косметики, в том числе и декоративной. При этом более низкие цены позволяют не только успешно конкурировать с зарубежными аналогами, но и выходить на западные рынки - СНГ, ОАЭ, Индии, Саудовской Аравии, Непала, Пакистана. Недавно Faberlic открыл свое представительство во Франции". По мнению экспертов, 2003 год стал во многом определяющим для дальнейшего развития всей отрасли. Российский рынок с полным правом можно назвать неотъемлемой частью мирового рынка. В российских магазинах представлена большая часть тех брендов, которые продаются в Европе: теперь россиянка может купить себе ту же продукцию, что и француженка, итальянка или немка. Количество подделок и "серой" косметики на прилавках тоже снижается, но не слишком заметно. По оценкам Российской парфюмерно-косметической ассоциации, на долю недоброкачественной парфюмерии приходится 30%, а косметики - 15-20%. Причем в сетевых магазинах ("Арбат Престиж" и Marionnaud, "Л"Этуаль" и Sephora, Rivoli и Douglas) подделки встречаются крайне редко. В последнее время получила заметное развитие система прямых продаж, существенно сократилась доля продаж на открытых рынках (в стоимостных показателях). По-прежнему невелики продажи через Интернет и салоны красоты. "Все контракты с сетями заключены по инициативе западных партнеров, которые понимали, что без российского партнера выйти на рынок будет проблематично, - отметил Андрей Маслак. - Мы надеемся, что это поможет сократить долю "серого" рынка". |