19.02.2004  Дилеры воюют с производителями за создание автомобильных супермаркетов

   Россия - одна из первых стран в мире, которая начала открывать автомобильные супермаркеты. В начале 90-х появились крупные автосалоны по продаже отечественных машин, где под одной крышей продавались и "Волги", и "Жигули". Сегодня такие автосалоны предлагают до 10 автомобильных брендов. При этом производители хотят иметь в супермаркете свой уголок.
   Продавцы автомобилей во всем мире хотели бы иметь автомобильные супермаркеты - ведь существуют же мультибрендовые магазины бытовой техники, компьютеров и мебели.
   В США, например, даже были построены огромные торговые центры, в которых под одной крышей планировалось продавать автомобили разных марок. Но постепенно это направление было признано бесперспективным, и сейчас автомобильные дилеры стараются идти по другому пути: они строят свои салоны по соседству друг с другом. В Европе жесткий контроль производителей над дилерами не позволял даже и думать о создании автосупермаркетов. Но в прошлом году Еврокомиссия смягчила правила, и теперь дилеры, а не производители, решают, как лучше продавать машины. Безусловно, производители этому не рады.
   В российском представительстве Volkswagen ГАЗЕТЕ объяснили причину недовольства: как известно, каждая марка имеет свой индивидуальный стиль, а в одном большом шоу-руме нельзя совместить стиль того или иного бренда. Особой квалификации требует менеджер по продажам, а в автосупермаркетах, где представлено сразу несколько брендов, менеджеры зачастую не могу рассказать, как регулируются сиденья у того или иного автомобиля. Кроме того, компания Volkswagen, как и многие другие автопроизводители, требует от своих дилеров создания технических центров. А мультибрендовые дилеры, по мнению производителей, не могут обеспечить должного обслуживания всем маркам.
   Однако можно найти компромиссное решение: если в автомобильных супермаркетах будут представлены салоны отдельных марок, ни у дилеров, ни у производителей не будет повода для ссор.
   Лояльно к вопросу открытия автомобильных супермаркетов подходят в General Motors. Кстати, это одна из первых компаний, которая стала объединять продажи принадлежащих ей брендов, таких как Opel и Chevrolet. "Все автомобили сегодня хорошие, и, как правило, потребитель ориентируется на имидж марки. И если дилер собирается продавать сразу несколько различных автомобилей, то он должен как минимум отразить стилистику бренда, а также сделать так, чтобы конкретной маркой занимался конкретный, специально подготовленный человек", - считают в компании.
   Скорее всего именно по этому пути пойдет Россия. К слову, в нашей стране автомобильные шоу-румы были созданы еще в начале 90-х годов. Сейчас это движение набирает силу. Сначала стали открываться площадки по продаже отечественных автомобилей: "Жигулей", "Волг" и "Москвичей". В первое время российские автосупермаркеты напоминали общественные гаражи: огромная площадка, узкие окна на уровне пола, серые бетонные стены, плохая освещаемость и один и тот же набор моделей.
   С течением времени каждый салон определил собственную стратегию развития и начал выставлять под одной крышей российские автомобили и иномарки.
   Стилистическую особенность каждого производителя на сегодняшний день учитывает группа компаний "Рольф": из шести ее дилерских центров четыре являются мультибрендовыми. Автосалоны компании сочетают в себе пока до трех марок: как правило, в них представлены Mitsubishi и один из вариантов Hyundai, Volvo и Ford. Правда, по сравнению с таким супермаркетом, как "Автомир", "Рольф" всего лишь небольшой магазинчик.
   Сегодня в сети "Автомир" можно найти 12 брендов, среди которых 4 отечественных и 8 иностранных: Skoda, Renault, Nissan, Daewoo, Suzuki, Kia, Hyundai, Citroen. "Российский потребитель избалован обилием автомобилей и зачастую теряется в выборе, какую марку приобрести, - говорят представители "Автомира". - Мы предлагаем широкую гамму машин среднего класса, представленных в одном помещении, где их можно посмотреть и сравнить между собой".
   Другой отечественный мультибрендовый дилер "Автокей" сегодня сконцентрировался на Nissan, Renault, Hyundai и Suzuki. Отечественные марки тоже входят в актив компании, но в автосалонах "Автокей" российские автомобили изначально продавались в отдельных шоу-румах. Все же этого оказывается недостаточно, чтобы удовлетворить все требования производителей. Дело в том, что маркетинговый бюджет мультибрендового автосалона, такого как "Автокей", сопоставим с бюджетом отдельной марки, но недостаточен для продвижения каждой из них.
   В этом, как говорят дилеры, и кроется основная причина недовольства производителей. Но, с другой стороны, объемы продаж той или иной марки зависят не только от затрат на рекламу, но и от того, насколько удобна покупателям система супермаркетов.
   Так что со временем отдельные шоу-румы для каждой марки должны появиться в крупных супермаркетах - тогда все будут удовлетворены.
   Так, "Автомир" уже сейчас начал реструктуризацию на своих прежних мощностях. "Автокей" переделывать существующие салоны пока не торопится, однако уже весной будет построен новый торговый центр, где все марки, по аналогу европейских автосалонов, будут иметь визуально отделенные участки со своей стилистикой, рекламой и фирменными слоганами.
   Потребителю в принципе все равно, чем руководствуются автосалоны, создающие шоу-румы, однако каждый потенциальный автовладелец сможет сэкономить время при подборе автомобиля. Со временем он получит возможность купить машину по системе "одного окна": то есть выбрать марку, покататься на автомобиле, получить консультацию, оформить покупку, застраховать автомобиль и зарегистрировать его.