18.02.2004 Россия «переваривает» информационные технологии Во вторник завершилась конференция «Развитие конкуренции в телекоммуникационной отрасли России». Один из основных выводов – российские компании по-прежнему значительную часть денег, выделенных на информатизацию и автоматизацию, тратят на приобретение оборудования, тогда как на западе уже давно в структуре ИТ-расходов преобладают услуги. Вместе с тем эта ситуация начинает меняться. Дело в том, что на фоне массового внедрения оборудования отдельные провалы не были заметны и начинают обсуждаться лишь сейчас, когда собственники предприятий начинают требовать оценок эффективности внедрения дорогостоящих информационных систем. Очень часто менеджеры не могут «защитить» сделанные расходы, поэтому в ближайшие годы, как говорят эксперты, российские компании будут «переваривать» то оборудование, которое было установлено, изучать опыт успешных и неудачных внедрений. Не исключено, что часть телекоммуникационных функций будет передана сторонним компаниям, специализирующимся только на этом. По данным Gartner, доля расходов на оборудование (аппаратные решения и программное обеспечение) в общем объеме расходов российских предприятий на телекоммуникации в 2003 году составила 42,9%, доля расходов на услуги соответственно 57,1%. Годом ранее это соотношение составляло 45,5% на 54,5%. Как отмечает генеральный директор Market-Visio/Gartner Сергей Македонский, это естественная тенденция – на мировом рынке телекоммуникаций уже давно доминируют именно расходы на телекоммуникационные услуги. В целом по миру, с учетом затрат телекоммуникационных компаний, в 2003 году на услуги пришлись 80% расходов. При этом доля услуг постоянно растет – как прогнозирует Gartner, к 2007 году в среднем по миру она увеличится до 82–83%. Интересно, что сокращение инвестиций в коммуникационное оборудование наблюдается и со стороны телекоммуникационных операторов, которые создали излишние мощности во времена интернет-бума. Правда, по оценкам Standard & Poor’s, этот процесс продлится до конца 2004 года. «Ситуация в отрасли, вероятно, приближается к нижней фазе цикла после трех лет резкого сокращения производства», – говорится в докладе агентства. Сегодняшняя ситуация на российском рынке, когда существуют огромные расходы на оборудование, эксперты связывают с тремя причинами. Во-первых, Россия несколько позже включилась в телекоммуникационную революцию 90-х годов, характеризующуюся массовым распространением Интернета и мобильной связи, поэтому российским компаниям, в том числе операторам связи, пришлось наверстывать упущенное. Во-вторых, довольно большой объем «бешеных денег» стимулировал компании к имиджевым инвестициям в связь, интеграцию. В-третьих, российские компании в известной степени консервативны и часто предпочитают либо купить собственное оборудование, либо вообще ничего не покупать. Между тем количество негативных внедрений телекоммуникационного оборудования достаточно велико, так как не хватает специалистов и опыта (часто причиной провала выступают сами заказчики, которые не готовы воспринять нововведения). Негативный опыт оказывает «охлаждающее» влияние на инвесторов, намеревающихся вкладываться в оборудование. По мнению технического директора компании «Открытые технологии» Дмитрия Северова, информационные технологии не оправдали ожиданий, которые на них возлагались. «Одни ожидали, что использование информационных технологий сделает работу более комфортной, другие – более легкой, однако мы наблюдаем лишь интенсификацию труда», – говорит он. Хотя, как замечает Сергей Македонский, собрать четкую статистику по негативным внедрениям нельзя. «И поставщик, и покупатель стараются скрыть эти факты, – заявил он. – Однако, очевидно, это необходимое условие для развития рынка. Сейчас поставщики насыщают рынок, и это позволяет потребителям почувствовать технологию, научиться на своем или чужом опыте». По словам экспертов, когда на предприятии осознают потребность в изменении существующей коммуникационной инфраструктуры, они обращаются к продавцам технологий, которые, естественно, заинтересованы в том, чтобы продать обращающемуся свой продукт. Однако это не всегда верное решение – иногда предприятию и не нужно покупать весь продукт, а нужно купить или арендовать лишь какую-то функцию. В конечном итоге затраты оказываются неэффективными, а акционеры – недовольными. Сейчас телекоммуникационный рынок, вероятно, стабилизируется, а компании будут стараться «переваривать» те технологии, которые они успели внедрить, добиваться их эффективного использования. «Технологии растут быстрее, чем потребность в них. Рынок уже сформировался в значительной мере – компании вложились в оборудование и надеются получить от него отдачу, а конкуренция все более переходит в плоскость качества услуг, так как функциональные возможности участников рынка довольно схожи, – сказал коммерческий директор call-центра Fortax Владимир Дудницкий. – Нынешнее оборудование вполне может удовлетворять потребности клиентов не менее 2–3 лет. Вероятность появления новых компаний, которые могли бы инвестировать дополнительные средства в отрасль, уменьшается, так как это усиливает конкуренцию и, соответственно, уменьшает ее рентабельность и привлекательность». В дальнейшем, как соглашаются эксперты, стоит ожидать более взвешенных инвестиций в сектор. Об этом же говорят и данные по общему объему инвестиций в сектор – они стабилизировались. По данным Минсвязи, объем инвестиций в телекоммуникации в 2000–2002 гг. находился на уровне 2 млрд долл. В 2003 году, по прогнозам Минсвязи, он должен вырасти до 3 млрд, однако эксперты дают более скоромные оценки. Так, по мнению аналитика Deutsche Bank Юлия Матевосова, «цифра в 2 млрд долл была бы ближе». |