16.02.2004  Ленинградская область: кризис в области горнолыжного бизнеса

   Существующие в Ленобласти горнолыжные комплексы полноценным бизнесом не являются. Развитие этого рынка возможно только на внеэкономической основе.
   Конец прошлого века и начало нынешнего отмечены бурным ростом популярности у россиян горнолыжного отдыха. Развивается инфраструктура горнолыжного туризма в Ленинградской области, где за короткий период появилось несколько комплексов.
   Сегодня спрос в этом сегменте туристического рынка значительно опережает предложение. По некоторым оценкам, для насыщения рынка в Ленобласти необходимо открыть еще как минимум три-четыре комплекса. Хотя для этого имеются вполне пригодные места, бизнес предпочитает развивать действующие комплексы, причем не столько горнолыжную составляющую, сколько сопутствующие услуги. Дефицит собственно горнолыжных услуг может быть преодолен только усилиями властей.
   Налицо явный кризис. Он объясняется несколькими обстоятельствами. Главная причина, по-видимому, заключается в том, что этот бизнес в большинстве случаев балансирует на грани рентабельности. Причем это не российская специфика - похожая ситуация имеет место, например, в соседней Финляндии.
   При работе на грани рентабельности бизнес становится очень чувствительным к изменениям внешних условий. В нашем случае - к погоде. Если зима запаздывает, или в разгар сезона долго длится оттепель, или долгое время стоит сильный мороз, отпугивающий клиентов, то возникают некомпенсируемые убытки. Кроме того, горнолыжный курорт получает прибыль не круглый год, а в течение относительно короткого периода. Профильная, собственно горнолыжная, составляющая приносит курорту лишь небольшую часть прибыли (впрочем, такая ситуация вообще характерна для туризма). Основной доход в большинстве крупнейших европейских горнолыжных курортов приносят сопутствующие услуги (проживание туристов в гостиницах, посещение ими ресторанов, кафе, развлекательных центров и т.п.). На Западе такой проблемы нет, поскольку большинство клиентов курортов составляют "настоящие" туристы - люди, приезжающие из других городов и стран на несколько дней (а то и недель) с целью полноценно отдохнуть. Катание на горных лыжах зачастую даже не является главной целью поездки. У нас ситуация принципиально иная. Абсолютное большинство посетителей горнолыжных комплексов Ленинградской области - не туристы в строгом смысле этого слова, а просто любители горных лыж и сноубордов - петербуржцы, предпочитающие такой вид воскресного отдыха. Они не ходят в рестораны, не живут в гостиницах, и не пользуются прокатом (истинные любители, разумеется, имеют собственные лыжи и сноуборды). Такие посетители создают очереди, амортизируют оборудование, но не приносят серьезного дохода.
   В результате, как признают многие руководители курортов, никто из них до сих пор не окупил первоначальных вложений. Когда это произойдет и произойдет ли вообще, совершенно непонятно. С учетом указанных обстоятельств полноценным бизнесом наши горнолыжные курорты назвать нельзя.
   Развитие горнолыжного туризма может возобновиться по инициативе областных властей, имеющих массу возможностей с помощью разного рода льгот привлечь бизнес в эту сферу. Могут власти и сами финансировать создание новых комплексов. В Финляндии, например, многие горнолыжные курорты находятся в государственной собственности и фактически живут на дотации, выполняя задачу улучшения имиджа страны на международном рынке туризма. Если ни один из этих сценариев в Ленобласти не реализуется, дефицит предложения на рынке будет расти, а уровень сервиса - снижаться.