16.02.2004 Перевозчиков хотят застраховать Страховщики могут получить новый перспективный вид бизнеса. Сегодня депутат Владимир Тарачев внесет в Госдуму проект закона еще об одном виде обязательного страхования - ответственности перевозчиков. Впрочем, прохождение этого проекта будет трудным. Государство всегда думало о страховой защите пассажиров, но предпочитало, чтобы население платило за страховки из своего кармана. В 1992 г. указом президента было введено обязательное страхование пассажиров междугороднего транспорта. Страховой взнос в размере 0,1 - 2,3 руб. на человека включался в стоимость билета, а максимальный размер выплат составлял 12 000 руб. Это страхование действует до сих пор, хоть и противоречит Гражданскому кодексу: обязательные виды страхования вводятся только законами, а заставить пассажира страховать свою жизнь и здоровье нельзя. По словам Тарачева, законопроект должен заменить страхование пассажиров, которое находится вне рамок законодательного поля. По проекту, страховать свою ответственность будут все перевозчики - от таксомоторных парков до метрополитенов, монорельсовых дорог и фуникулеров. По законопроекту в случае гибели пассажира в результате несчастного случая его родственникам будет выплачиваться 160 000 - 300 000 руб. В пределах 30 000 руб. страховщик оплачивает лечение пострадавшего, а также потерю багажа. Правда, в случае военных действий и терактов страховка действовать не будет. В большинстве договоров страхования содержится оговорка, что в этих случаях выплаты не производятся. Например, не был страховым случаем недавний теракт в московском метро, в результате которого погибли около 40 и пострадали около 120 человек, хотя ответственность Московского метрополитена застрахована в "РОСНО". Забота о пассажирах обойдется перевозчикам недешево. В год автокомпании будут платить за страхование от 600 руб. (такси) до 3500 руб. (автобусы) на единицу транспорта; пароходства - от 3200 руб. до 96 000 руб. за судно; авиакомпании - от 60 000 руб. до 580 000 руб. за самолет; железнодорожные перевозчики, метрополитены, владельцы монорельсовых дорог и фуникулеров - 0,2% дохода по перевозке пассажиров. Страховщикам инициатива Тарачева нравится. "Социальная ответственность государства состоит в том, чтобы дать людям возможность получать адекватное возмещение", - говорит замгендиректора "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов. Он затруднился оценить объем возможных сборов страховщиков, назвав его "колоссальным". Перевозчики, которым придется платить "колоссальные" деньги - против закона. По словам гендиректора "Совкомфлота" Дмитрия Скарги, законопроект направлен прежде всего на "подъем рынка страхования", поскольку "аварии на морском транспорте случаются нечасто". Риск-менеджер "Аэрофлота" Анатолий Слюсарь назвал идею Тарачева правильной, но сам законопроект - "сырым". Слюсарь говорит, что лимит ответственности авиаперевозчиков в 300 000 руб. мал, а тарифы, наоборот, велики. Нелли Тишкова из компании "Автолайн", занимающейся перевозками людей в Москве и Подмосковье на такси, в том числе маршрутных, не понимает, почему ее компания должна страховать свою ответственность перед пассажирами, ведь автомобили уже застрахованы по ОСАГО. Если ОСАГО не привело к подорожанию проезда на "маршрутках", то еще одна страховка точно скажется на цене билета, предупреждает она. Помощник Тарачева Олег Иванов говорит, что тарифы рассчитывались на основе статистики, и не видит ничего страшного в пересечении закона с ОСАГО: по его мнению, это повысит гарантии для пассажиров. Президент Всероссийского союза страховщиков депутат Александр Коваль сказал, что пока законопроекта не видел, и его судьба представляется Ковалю "сложной и скорее всего драматичной".< |