13.02.2004 Связисты заработали в 2003 году $13 млрд Вчера министр связи Леонид Рейман заявил, что в 2003 г. оборот подведомственной ему отрасли вырос по сравнению с 2002 г. на 40%. Аналогичную динамику отмечают аналитики исследовательской компании J'son & Partners, опубликовавшей вчера отчет по итогам 2003 г. Согласно этому документу российские операторы заработали в прошлом году $13 млрд. При этом традиционные операторы собрали $6 млрд - на $1 млрд меньше, чем альтернативные. Аналитики предсказывают, что этот разрыв будет расти и впредь. Согласно отчету J'son & Partners, оборот рынка связи вырос в 2003 г. примерно на 40% и составил $13 млрд. Около 47% доходов в отрасли пришлось на фиксированную связь, 36% - на сотовую и 17% - на остальные услуги: телерадиовещание, почту, спутниковую связь и спецсвязь. Альтернативные операторы заработали $7 млрд, из них 65,1% на услугах подвижной связи, по 9% - дальней и документальной связи. У традиционных операторов доходы составили $6 млрд. Альтернативные операторы получили 89% доходов от коммерческих организаций и 9% от населения, а традиционные - 54% от населения и 37% от коммерческих пользователей. Основное влияние на динамику доходов оказала сотовая связь. По оценке J'son & Partners, доля сотовой связи выросла на 3% по сравнению с 2002 г., а сегмент фиксированной связи снизился на 7%. "Доходы от потребительского рынка растут сейчас быстрее, чем в корпоративном сегменте", - отмечает аналитик J'son & Partners Татьяна Толмачева. Доля доходов от предоставления услуг связи населению в общих доходах отрасли выросла на 4%, составив около 47%. Аналитики соглашаются, что доля потребительского рынка будет расти. "Прошлый год продемонстрировал опережающий рост доходов от услуг населению в основном за счет роста мобильной связи", - говорит аналитик компании "ФИНАМ" Олег Шенкер, добавив, что взрывному росту частных расходов на услуги мобильной связи предшествовало кардинальное снижение ее стоимости. По его мнению, в 2004 г. произойдет кардинальный рост услуг Интернета и передачи данных. В J'son & Partners также пришли к выводу, что между альтернативными и традиционными операторами нет острой конкуренции, потому что они оказывают разные услуги. "Они сильны на разных сегментах. У альтернативных в первую очередь это подвижная связь, а у традиционных - услуги местной связи", - указывает Толмачева. Кроме того, альтернативные операторы превалируют в корпоративном сегменте, в то время как традиционные операторы доминируют в потребительском. Однако сами операторы считают конкуренцию довольно жесткой. По словам директора департамента по информационному обеспечению "Связьинвеста" Олега Михайлова, компании холдинга собираются бороться за привлечение высокодоходного абонента в корпоративном секторе. Кроме того, в стратегические планы "Связьинвеста" входит активное развитие мобильной связи в ряде регионов. Между тем аналитики предсказывают, что в дальнейшем фиксированным операторам не удастся переломить тенденцию и альтернативные операторы по доходам будут и впредь опережать традиционных. "В дальнейшем отрыв между традиционными и альтернативными операторами будет увеличиваться, потому что основной доход традиционных - от местной связи, тарифы на которую регулирует МАП", - говорит аналитик компании "НИКойл" Владимир Богданов. |