13.02.2004  Торговые сети переносят рекламную кампанию, связанную с отменой НСП, в регионы

   Хотя отмена налога с продаж практически не повлияла на ценообразование, крупные розничные торговцы не перестают убеждать россиян в 5%-ном удешевлении своих товаров. Правда, теперь уже в регионах.
   На днях торговая сеть «Патэрсон» взяла в аренду один из центральных универмагов Сочи, который станет двадцатым супермаркетом компании в России. Таким образом, «Патэрсон» планирует пополнить ряды своих покупателей за счет «регионального среднего класса, который может позволить себе отдых в Сочи». Параллельно торговая сеть решила продолжить в регионах свою рекламную кампанию, приуроченную к снижению цен на товары из-за отмены налога с продаж (НСП) с 1 января 2004 года. Если в течение января реклама «Патэрсон» «Теперь без НСП» размещалась в Москве и Санкт-Петербурге, то теперь она перенесена в Тверь, Казань, Уфу, Самару и Пензу – города, где представлена данная торговая сеть.
   Интересно, что остальные крупные розничные сети, также рекламировавшие в январе снижение цен из-за отмены НСП, также свернули свои рекламные слоганы в обеих столицах. Официальная причина – каждая рекламная кампания имеет свойство заканчиваться. Однако подоплекой данного решения мог стать тот факт, что, несмотря на отмену НСП, падения розничных цен на продовольственные и непродовольственные товары в январе так и не произошло: наряду с НСП на ценообразование влияют слишком много факторов.
   «Рекламную кампанию, связанную с отменой налога с продаж, мы проводили в течение января в Москве и Санкт-Петербурге. Например, в Москве под нее были задействованы 100 щитов 3х6 метров», – сообщил Юрий Яковчик, генеральный директор розничной сети «Патэрсон». Правда, к началу февраля эти щиты сняли. В самом «Патэрсоне» это объясняют окончанием рекламной кампании в «наружке», которая проводилась один месяц. «Любая рекламная кампания имеет свой цикл жизни. Именно поэтому наша реклама «Теперь без НСП» уже снята со щитов в Москве и Санкт-Петербурге», – говорит Юрий Яковчик. По его словам, с февраля рекламная кампания «Теперь без НСП» перенесена в регионы – в те города, где работают супермаркеты сети (Тверь, Казань, Уфа, Самара, Пенза). Говорить же о результатах рекламной акции в Москве и Санкт-Петербурге, как отмечают в «Патэрсоне», пока рано. «Чтобы посчитать прибыль от снижения цен в наших магазинах, а также эффект от первого этапа проведенной рекламной кампании, мы должны проанализировать достаточно много информации, и только после этого можно сделать выводы», – говорит г-н Яковчик.
   Однако еще одной серьезной причиной прекращения рекламной кампании мог стать тот фактор, что акция сетей попросту не сработала. Причина в том, что в действительности массового снижения цен не произошло. Наоборот, после Нового года некоторые цены даже выросли. И убедить покупателя в обратном сетям не удалось. Косвенно этоподтверждают данные опроса, проведенного в январе 2004 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По результатам опроса, 57% граждан России считают, что в наступившем году все товары подорожали. Еще 37% респондентов не заметили изменений в ценах. И лишь 6% россиян отметили снижение цен.
   Хотя в торговой сети «Патэрсон» с этими выводами категорически не согласны. «Утверждения СМИ о том, что розничные сети заявляли о снижении цен в связи с отменой НСП, но якобы так их и не снизили – это неправда. Все сети с Нового года снизили 5%-ные наценки. Если ранее мы были вынуждены отдавать эти 5% государству, то теперь дарим их покупателям», – комментирует ситуацию Юрий Яковчик. Тем не менее в том же «Патерсоне» признают, что цены в их торговой сети зависят от многих внешних факторов, влиять на которые невозможно.
   «Повышение цен в дальнейшем может быть связано только с причинами, от розничных сетей не зависящих. Доходность имеет тенденцию к снижению. Например, производители и импортеры могут повысить цены в связи с подорожанием бензина, электроэнергии и т.д. Если это будет сделано в ближайшее время, то торговым сетям будет некуда деваться – естественно, цены в магазинах также повысятся. При этом наши наценки останутся неизменными», – отмечает Юрий Яковчик.
   «Оправдать» розничных торговцев готовы и экономисты. «На мой взгляд, обвинять кого бы то ни было в том, что цены после отмены налога с продаж не снизились, просто бессмысленно. Розничная цена зависит прежде всего от соотношения спроса и предложения, а также от цен оптовых поставщиков. И ожидания того, что цены, скажем, на бытовую технику, снизятся, были просто необоснованными», – сказал Андрей Белоусов, руководитель Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Правда, справедливости ради стоит отметить, что розничные торговцы предпочитали не вспоминать об «объективности» цен в прошлом году, когда они лоббировали отмену НСП и обещали снизить цены на 5%.